«Если бы цикл жизни людской следовал своему идеальному, физиологическому ходу, то инстинкт естественной смерти появлялся бы своевременно - после нормальной жизни и здоровой, продолжительной старости (…) Быть может, тревожное искание цели человеческой жизни и есть не что иное, как проявление смутного стремления к ощущению наступления естественной смерти. В нем должно быть нечто сходное с неопределенными чувствами молодых девственниц, предшествующими настоящей любви».
Мечников И. Этюды о природе человека. СПб., 2022. С. 298. [Spoiler (click to open)] «Тот факт, что современные буржуазные идеологи активно поддерживают пропаганду и распространение среди широких масс идейной продукции фидеистов, полностью подтверждает правоту ленинского положения о связи классовых интересов буржуазии с религией и идеалистической философией и для нашего времени».
Скибицкий М.М. Мировоззрение, естествознание, теология. М.,1986. С. 9.
«Наука имеет своей основной целью открытие объективно-истинных закономерностей в окружающем человека мире. И именно в этом своем стремлении достигнуть названной цели она видит свой смысл, свое высшее предназначение, а вовсе не в том, чтобы снабжать богословов и теологов утешительными свидетельствами в пользу существования божьего бытия (…) Поэтому призыв к ученым принять основы религиозного миропонимания в качестве фундаментальной предпосылки своей познавательной деятельности под тем предлогом, что ей, мол, не хватает некоего высшего одухотворенного начала для того, чтобы служить исконно человеческим чаяниям и интересам, равносилен призыву к добровольному отречению от науки, как таковой, от её идеалов и ценностей, завоеванных в долгой и напряженной борьбе тысяч и тысяч людей, самозабвенно и без остатка посвятивших всю свою жизнь служению одному из самых подлинно возвышенных человеческих деяний: поиску объективно-истинного, а не утешительно иллюзорного понимания как самой Вселенной, так и места человека в ней».
Турсунов А. Человек и мироздание: Взгляд науки и религии. М., 1986. С. 6 - 7.
«С другой стороны, потребности техники явились в Новое время мощным стимулом научного прогресса. Подобное взаимодействие науки и практики становится с течением времени все более тесным и эффективным. В наше время наука превратилась в важнейшую производительную силу общества. В античную эпоху подобного взаимодействия науки и практики не было. Античная экономика, основанная, на использовании ручного труда рабов, не нуждалась в развитии техники. По этой причине греко-римская наука, за немногими исключениями (к которым относится, в частности инженерная деятельность Архимеда), не имела выходов в практику. С другой стороны, технические достижения античного мира - в области архитектуры, судостроения, военной техники - не находились ни в какой связи с развитием науки. Отсутствие такого взаимодействия оказалось в конечном счете пагубным для античной науки».
Рожанский И.Д. Античная наука. М., 1980. С.16.
«В интересах правящего класса исподволь создаются стереотипы, установки и модели, закрепляющие исторически возникшую структуру общества. Насколько господствующий класс способен отражать интересы всего общества в целом, настолько его этические учения и мораль становятся общенародными и даже общечеловеческими».