Фрагменты

Aug 18, 2023 13:19

Коляска катила по опавшим осенним листьям. Александр бессмысленно смотрел на проплывавшие над ним оголенные ветви деревьев, между которыми застряло холодное бесстрастное небо. Александр старался не думать мыслесловами, он просто пытался зрительно вместить в себя происходящее вокруг, перелить каждую движущуюся частицу внутреннего мира вовне, чтобы слиться в Единое, чтобы просто быть, знать, не познавая. Возможно ли такое познание? Наверное, возможно. Но об этом не стоит сейчас задумываться, не следует ковать цепочку логической связи. Нужно просто смотреть и чувствовать.
[Spoiler (click to open)]
Александр чувствовал наслаждение от безумного созерцания. Он просто смотрел вокруг себя, и, казалось, реальность, жизнь вливалась в него, и он представлял себя объектом. Но узость человеческого восприятия напоминало ему об ограниченности человеческого мышления - перед ним плыла всего лишь трехмерная картина: спина кучера, дорога, осенний лес и плато небес. Все было слито. И нельзя отделить одно от другого, иначе все разрушится и потеряет сакральный, внутренний смысл.

………………………..
- Скоро приедем, - прогремел диссонансом чей-то голос, разрывая невидимую материю тишины.
Александр снова почувствовал себя из плоти и крови, он будет снова добывать смысл происходящего логическими операциями. Появились цели. А если нет целей, то затруднительно найти смысл чего-либо. Нет целей - и ты сливаешься с волной, которая несет тебя по единой, цельной Жизни, не ограниченной, не разъединенной каким-либо однобоким смыслом. Вектор цели-смысла расплывается в океане Знания и Бытия. Знаешь, не зная, что ты знаешь, но знаешь, что это и есть всё бытие; иначе можно назвать чувствознанием.
…Какое короткое, но емкое слово «быть». Не просто быть, существовать, как работающий механизм, а в смысле Быть - жить и жаждать жизни.
Александр поймал себя на мысли, что только человек задается и мучается себя вопросами, ищет смысл всему, пытаясь объяснить то, что необъяснимо; найти смысл там, где его нет, и поэтому он обречен вечно искать и объяснять то, что уже есть (в самом себе).
И жизнь - течет как вода, как воздух - необратимо подходит к окончанию. Назад не вернуться, и мгновение за мгновением время подталкивает к смерти.
……………………
Александр велел кучеру остановится; сошел на землю и медленно пил осенний воздух леса, смакуя смесь различных миров.

- Смотрите, поручик, - Александр, отойдя от дороги, опустился на колени, взяв в кулак ворох листьев, - видите, это ушедшие весна и лето. Так и мы теряем наши годы, а назад их уже не вернуть…Не вернуть… - Александр разжал кулак. - Бессмысленно и невозвратно.

- Когда опадет последний лист, тогда и мы породнимся с опавшей листвою. Мы обречены…обречены влачить наше бессмысленное существование, и никто не ответит, зачем?

- Зачем с такой болью говорить Александр Дмитриевич? Рано вам и мне еще умирать. Живите и радуйтесь - говорил Николай, накидывая на плечи полковника упавшую шинель.

Александр поднялся с колен, обернувшись к поручику:

- Кому как не нам, военным, отправляющимся на войну не думать о скорой смерти? Сегодня ты жив князем, а завтра смешаешься с грязью, что лежит под ногами…Мда уж... - Александр поправил шинель и пошел обратно к коляске. - Однако, пора нам ехать, Кирилыч, трогай!

И коляска, дернувшись, снова покатила по проселочной дороге.
***
Александр смотрел перед собой, пытаясь до конца осознать, прочувствовать совершаемое действие, которое еще можно избежать. Но оно неотвратимо шло до своего логического финала. Он «ушел» в себя, отказываясь временно воспринимать окружающую действительность, - всего несколько минут отделяли его от смерти, которую ему предсказали почти двадцать лет назад.

«Неужели это последнее, что я вижу?» - думал Александр. Это последние мои вздохи? Раз - и нет тебя…и я ничего этого уже не увижу. И мир будет жить дальше, но без меня, как будто меня не существовало на земле. Как больно сознавать, что все это будет без тебя! Без такой величины, как ты, ведь ты - я вмещал целый мир, целую вселенную! И того, кто носил имя Александр Сергеевич Пушкин, никогда уже не будет…никогда. И никто не знает, что ожидает нас после смерти, что находится там, за известной и неизвестной нам чертой, которая так близко и с каждой секундой, каждым вдохом ближе и ближе…

Экипаж повернул на Черную речку. Александр не мог поверить, что он погибнет. Да, он предполагал, что дуэль, вероятнее всего окажется роковой для него, но он не мог поверить, что он умрет - навсегда. Чем человек ближе к возможной смерти, тем он тщательнее прессует восприятие, тем острее переживает каждое мгновение. Но время неумолимо приближало к трагической развязке сюжета его жизненной пьесы.
Вот он делает последние шаги к барьеру…и начнется последний отчет его жизни. Он хотел собраться с мыслями, но не смог себя вывести из нахлынувшего полузабытья. Время тягуче тянулось, сердце билось в груди, оставляя зарубки на стволе древа жизни.

Александр где-то вдали услышал «сходитесь!». И при развороте лицом к противнику кровь ударила ему в голову, бешено застучав у шеи и на висках. Это привело Александра в трезвое чувство, но было уже поздно. В ту же секунду раздался выстрел и правое бедро, казалось, пробило пушечное ядро. Ранение еще более прибавило ясности мысли: где он и зачем находится. Сквозь адскую боль Александр кричал: к барьеру!

2005

творчество, литдыбр, литература

Previous post Next post
Up