К 80-летию новокузнецкого трамвая
В последнее время в Сети стал обсуждаться вопрос сохранения трамвая в Новокузнецке. К сожалению, внятных и вразумительных публикаций по поводу преимуществ сохранения трамвая или по отсутствию оных из среды профессионалов, специалистов, пока не последовало. Например, как можно было бы сохранить и развивать трамвайную систему, учитывая российский и мировой опыт. Пока в нашем городе все зиждется на голом энтузиазме. Люди предлагают, публикуют статьи, пишут письма в городскую администрацию. В самой администрации, как это повелось с В. Г. Смолего, только и знают, что резать, уничтожать, оптимизировать в целях экономии, неустанно вкладывая деньги в автодороги, которые через месяц приходится снова ремонтировать (та же Ильинская трасса). А между тем, дорога, построенная и расширенная при скандально известном С.Д. Мартине, рядом с Садовой, уже который год, служит верой и правдой, выдерживая поток грузового и пассажирского автотранспорта. Дорога не требует особых затрат на ремонт. Может быть, стоит изначально строить качественные дороги, качественно их ремонтировать, тогда бы, сэкономив, можно более эффективно использовать денежные средства, вкладывая их в другие сферы и отрасли городского хозяйства, в том числе и трамвайную систему?
Удивительно, причины, по которым у нас принято считать нецелесообразность использования трамвая и его обслуживание - те же самые, что были в Западной Европе и Северной Америке в середине прошлого века. Во-первых, трамвай стал считаться устаревшим видом транспорта; во-вторых, финансирование автомобильного транспорта выглядело более перспективным делом, что сказывалось на ухудшении финансирования трамвайной системы; в-третьих, ухудшение качества дороги, сказывалось на повышении шума при движении трамваев. Поэтому более перспективными и экономичными видами транспорта считались маршрутное такси, автобусы и троллейбусы.
Но с 1970-х гг. на Западе стал возрождаться трамвай в массовом порядке. Европейские муниципальные системы находят поддержку и на общегосударственном уровне и в среде частников-капиталистов. Зачастую финансирование осуществляется Европейским инвестиционным банком.
В чем заключена суть такого внезапного пересмотра своих позиций по отношению к трамваю? Вкратце суть в следующем…
Автобусы, дорогие в обслуживании, в условиях увеличения количества автотранспорта и отсутствия стоянок, особенно в крупных городах, не справлялись с городскими перевозками. Троллейбусы только частично решали проблему. В этой связи, отношение к уходящему в прошлое трамваю стало меняться. Трамвай, оказывается, является экономически выгодным видом транспорта, он более экологичный, и к тому же способен перевести больше пассажиров, нежели автобусы.
Интерес к трамвайному делу заставил меня обратиться к зарубежному опыту, чтению журнала «Железные дороги мира», где найдена, по меньшей мере, дюжина статей (за период 2005-2010), рассказывающих о возрождении трамвая в Западной Европе и Северной Америке. Более того, трамвай становится нечто средним между поездом, метро и собственно трамваем.
В США (№6, 2010), несмотря на трудности связанные с возрождением трамвая, существуют примеры с положительным экономическим результатом (с.22). Наряду с содействием ускорению экономического развития, использование трамваев позволяет ограничить количество автомобилей в центральных районах городов, уменьшить число парковочных мест, что в свою очередь давало возможность использовать освобожденные земельные площади более эффективно для других целей (с.23).
В Западной Европе несколько лучше обстоят дела. Во Франции (№6, 2009) трамвай рассматривается не только как городской вид транспорта, но и как один из привлекательных атрибутов городской среды (с.30). В Испании (№9, 2009), в частности, в Барселоне (№10, 2007), отдают предпочтение рельсовому транспорту. В Великобритании Большой Манчестер стал пионером возрождения трамвая в современном виде (№1, 2005). Таким образом, на Западе пересмотрели свои позиции по отношению к этому виду городского транспорта, в то время как у нас происходит все с точностью до наоборот. В России повторяются те ошибки, которые были допущены в Западной Европе ранее. Впрочем, не во всей России. В Москве и Санкт-Петербурге, к примеру, идет расширение сети трамвайных путей. В городах-столицах развивают трамвайную систему.
В конце прошлого века в Западной Европе начала реализовываться концепция трамвая-поезда. Суть трамвая-поезда заключается в использовании общих железных дорог городским рельсовым транспортом. То есть трамвай берет на себя функции электричек. В условиях разрастания города, урбанизации населения, трамвай-поезд видится экономически выгодным и экологически наиболее безопасным средством передвижения.
В Австрии четверть века назад пошли обычным (на тот момент) путем: отказались от городского рельсового транспорта в пользу троллейбусов. Финансовые и технические проблемы привели к «сокращению доли трамваев в общем объеме перевозок по сравнению с автобусами и троллейбусами, но ситуацию это не улучшило. К тому же наличие трех видов транспорта обходилось слишком дорого» (Первый трамвай-поезд в Австрии // Железные дороги мира. - 2010. - №7. - С.52.). От троллейбуса решили отказаться в пользу трамвая - внутреннего и пригородноговида. Введенные трамваи-поезда нового типа пользуются успехом.
На юге Кузбасса существует новокузнецкая агломерация. Почему бы вместе с планированием развития агломерации не приступить к планированию развития рельсового транспорта, в частности трамваев-поездов, что сблизило бы города и поселки, четче оформило новокузнецкую агломерацию? Скажем, реализация проекта трамвайного сообщения между Новокузнецком, Прокопьевском, Осинниками, Калтаном позволило бы разгрузить автодороги, особенно, многострадальные въезды-выезды Новокузнецка.
Стоит оговориться: механическая прокладка трамвайных путей в произвольном направлении не сможет разгрузить дороги города, не станет экономически выгодным предприятием. Везде требуется предварительный план, масштабное проектирование, причем именно в связке: развитие города - развитие агломерации - развитие транспортной системы, с учетом местных особенностей. Сам по себе трамвай не может решить все транспортные проблемы, о чем сообщает переведенная на русский язык брошюра: «Возрождение трамвая во Франции», его влияние усиливается в том случае, если он является «частью глобальной политики движения» (С.5).
Городским властям и новому руководству требуется вплотную заняться проблемой развития города: думать о стратегии и долгосрочном планировании. Одна проблема решится сама собой, поскольку трамвай станет конкурентоспособным видом транспорта. Ведь в маршрутных такси, «пазиках», число пассажиров не должно превышать количество посадочных мест - обычно таковых 25. У нас же откупаются от автоинспекции, жертвуя комфортом и безопасностью пассажиров, именно это и стало одной из главных причин уродливого засилья частных маршруток в городе. Теперь посчитайте, выгодно ли «гонять» целый автобус ради 25 человек?.. Я не призываю отказаться от автобусов и маршрутных такси, я предлагаю отказаться от варварской системы городского движения в пользу рационализации, модернизации и изучения международного опыта.
В Новокузнецке искусственным путем пытались уничтожить общественный муниципальный транспорт, настало время его возрождать.