В политических и кулуарных разговорах часто, к месту и не к месту, употребляют слово - идеология. Обычный русский словарь разъясняет - ИДЕОЛОГИЯ - система взглядов, характеризующих какую-нибудь социальную группу, класс, политическую партию, общество. Для школьника это вполне достаточно.
Более серьёзные словари пишут - ИДЕОЛОГИЯ (от идея и …логия), система политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических и философских взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности. Здесь два опорных слова: идея и взгляд.
ВЗГЛЯД имеет несколько толкований. Нам подходит 1.направленность зрения на кого-то, что-нибудь; 2. (переносное) - мнение, суждение.
ИДЕЯ - сложное понятие, представление, отражающее обобщение опыта и выражающее отношение к действительности. 2. - мысль, намерение, план. 3. - основная, главная мысль, замысел, определяющий содержание чего-нибудь. С этой ступеньки повыше становится более понятной область применения слова - идеология, на неё будем дальше опираться.
Оставляя в стороне толкования идеологии и идеи в различных школах и философских системах, рассмотрим эту тему в рамках практической философии. Заметим, что все материалистические толкования идеологии основываются на классах, обществах, социальных группах людей, партиях. Они являются генераторами взглядов, идей, формирующие идеологию этих узких групп. Где группы людей, там, как правило, существует общественное сознание. Это значит, что идеология является формой общественного сознания и отвечает словарному определению.
Общественное сознание, как правило, формируется и развивается в органах духовного производства. Известно, что в органах духовного производства имеется лидер и коллектив - материальная основа общественного сознания. В идеологическом учреждении - органе духовного производства так же имеется лидер-идеолог и группа поддержки его взглядов и идей. Они создают и развивают конкретную, узконаправленную идеологию как общественное сознание.
Например, в классовом обществе общественное сознание существует в форме идеологии, каждый класс имеет свою идеологию, и использует в своих классовых интересах. Более того класс находящийся у политической власти диктует свою идеологию на все общество, используя государственную машину насилия и органы информации. Иными словами государственные органы духовного производства проводят диктатуру населению идеологию правящего класса. Это марксистская позиция.
Оппозиция имеет свою идеологию общественное сознание. Каждая организация, орган духовного производства, имеют свои составы членов общества и идеологов - лидеров. Они могут объединяться в политической борьбе, образуя общий орган духовного производства с лидером и идеологией отражающие общие интересы этих организаций. Оппозиционная организация в виде органа духовного производства с лидером - идеологом периодически собирает своих членов на собрания, митинги и другие массовые мероприятия. Лидеры и его сторонники выступают на собрании с определённой идеологической (политической) темой, создавая общественное сознание собравшихся. Эту тему (идею) развивают другие выступающие, вкладывая в общественное сознание свою долю знаний. Этот процесс называется духовным производством. При закрытии собрания принимается (утверждается) какой - то документ (скажем, резолюция). После этого данное общественное сознание - идеология отмирает. Часто материалы собрания и резолюции наносятся на материальные носители (газеты, журналы, кино, интернет, телепрограммы и т.д.) - носители идеологии (конкретного идеологического общественного сознания, конкретных лидеров и состава выступавших). Любой желающий может ознакомиться с материальными носителями идеологии (пусть это будет видеозапись, газета) и конкретно тем общественным сознанием, которое было совершено на определенную дату конкретным составом собрания. Обычно это называют информацией о конкретном собрании. Более того, эту информацию подают в других СМИ в сжатой форме, выхолащивая суть общественного сознания - идеологии. Поэтому для более полного ознакомления с идеологией берут первоисточники без искажения информации.
Марксисты говорили о классовой природе идеологии, исходя из антагонистической системы в материальном производстве и эксплуатации работников труда. Но в условиях развитого империализма и переходе к гегемонизму чёткого разделения общества на антагонистические классы нет. Зато прослеживается разделение общества на касты. Уже сегодня в развитых капиталистических странах, гласно или негласно, существуют касты независимо от Конституции. Это явление не рекламируется в СМИ, не обсуждается в научной среде, зато процветает в бытие. И эти касты руководители государств хотят закрепить электронным «чипированием» рядовых граждан. Кстати, в Китае расслоение населения по кастам идет стремительными темпами. Каждая каста имеет свою идеологию, органы духовного производства, лидеров, развивающие эту идеологию. Естественно, самая эксплуатируемая каста находится в оппозиции к руководящей. Антагонизмы между кастами, их идеологиями не снижаются, они просто закомуфлируются государственными средствами информации.
Чётко выделяется верхняя каста. В ней не только самые богатые граждане страны, но и имеющие биологические корни родства. В частности их выделяет наличие особенных генетических отличий, наличие психических отклонений от нормы и наличие общественного вектора адельфофаговости. Эти три критерия позволяют разграничить и некоторые другие касты. Высшая каста имеет особенную идеологию и нормальному человеку вряд ли понравится, ведь в руководстве, лидерстве идеологии присутствуют порой психопаты. На сегодняшний день представители этой высшей касты руководят капиталистическими государствами. Какая идеология в высшей касте, такая идеология провозглашается государством, внедряется в надстройку. Эту идеологию мы видим, слышим ежедневно, ежечасно в государственных средствах массовой информации. В РФ это чаще всего искаженная информация, отсутствие правдивой информации, иногда присутствует откровенная ложь и пустая информация. Информация - идеология - общественное сознание, а так же нанесенная на материальные носители идеология в капстранах оплачивается из бюджета государства, за счёт налогоплательщиков. Налогоплательщик является потребителем этой государственной идеологии. Таким образом, идеология верхней касты навязывается нижним кастам, которые ею просто отторгают. Не просто среди лжи и искажений отсеять правдивую информацию. В этом смысл идеологии высшей касты для защиты своей прибыли и махинаций.
Нижние касты имеют несколько иную идеологию. Она близка к идеологии диктатуры пролетариата. Дело в том, что сегодня пролетариата нет, идеологи нижней касты вынуждены перестраивать свои теории, идеологию под развивающуюся кастовую систему. Они ставят задачу отстранения высшей касты от управления государством, обществом. Касте элиты - эксплуататоров выделяется конкретное место в управлении материальным производством под контролем государственных органов и общественности. Такая идеология нижней касты строится на отсутствии лжи, обмана и других качеств в государственных СМИ, в отличие от высшей касты. Борьба лидеров антагонистов, оппозиции их идеологии видны всем. Главная задача низшей касты при государственном руководстве - это контроль за высшей кастой поименно в её повседневной работе, запрет на образование класса эксплуататоров из высшей касты, соблюдение границ эксплуатации человека человеком, соблюдение границ идеологии и культуры высшей касты, идеологическая борьба с нею. Образование класса эксплуататоров из высшей касты влечет прорыв этого класса в государственную власть и возврат к 1993 году. Такая вкратце идеология низшей касты. На идеологии диктатуры пролетариата в СССР держалась вся государственная система, надстройка (72 года). Это заметил ещё философ А. А. Зиновьев. При потере пролетариата, идеология по причине своей инертности, отсутствия антагонистов и их борьбы не смогла перейти на кастовую систему. Социалистическая система со своей устаревшей, консервативной идеологией развалилась. Поддержка масс этой идеологии была слабой, духовное производство в ней зачахло.
Несколько слов о лекторах. Один лидер - идеолог читает после смены работникам предприятия лекцию о морали буржуазной и пролетарской. Закончив лекцию, он выплеснул свои знания, создав общественное сознание в виде идеологии, но аудитория молчит и не задаёт вопросы. Лектор просто усыпил слушателей после тяжелой смены. Идеология тут же погасла. Другой лектор, читая ту же тему более «живо» получает на 20 минуте вопросы, ему приводят из аудитории свои примеры, вносят дополнения. Иными словами созданная лектором идеология начала расти и качественно изменяться под действием духовного производства. Вот так отличается штатный лидер, лектор - идеолог от «Гипнотизёра». То же самое с идеологической литературой, от одной в сон клонит, другая вызывает живой интерес, дополняет знания читающему. Идеология наносится на материальный носитель в виде шифра, в виде изделия. И этот материальный носитель можно условно назвать идеологией. Так Георгий Победоносец на гербе изображен в бою со змеем. Это можно условно назвать идеологией, отражающей конкретные исторические события. Тему этого изображения можно транспонировать на политику государства. Это же изображение на монете обычно идеологией не воспринимается.