Тема рассматривается с позиции книжки «Основы духовного производства» и марксистской философии. Современные либеральные ВУЗы РФ для студентов разделились на два лагеря. Одни считают, что в политике духовное производство не существует, а другие с осторожностью разъясняют: - Духовность теснейшим образом связана с политикой. Эта связь существует в двух аспектах: 1) связь политики с духовной сферой общества; 2) значение духовного облика личности для политической деятельности. Если говорить о первом аспекте, то из всех элементов духовной сферы общества мораль теснее других связана с политикой. Когда речь идет о связи политики с духовностью, то подразумевается прежде всего связь политики с моралью. Где политика - это сфера деятельности, направленная на регуляцию отношений между классами, нациями, государствами. Ядром политики является проблема власти - ее завоевание, удержание и использование. Где мораль, в свою очередь, можно определить как совокупность правил и норм поведения по отношению друг к другу, коллективу, обществу в целом. Таким образом, сказать прямо о духовном производстве в политике философы по каким-то причинам не могут, поэтому говорят - мораль и политика являются формами регуляции поведения людей. В качестве легитимизирующих средств всегда выступают те или иные идеальные мотивы.
Влияние духовных факторов на политику (социализма) можно рассмотреть на примере гуманизма. При капитализме приемы духовного производства находятся в зачаточном состоянии. /Гуманизм в широком смысле - система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей. Это универсальный принцип. Он не разделяет людей по классовому, национальному, религиозному или еще какому-нибудь другому признаку. Принцип гуманизма, воплощенный в политике, позволяет наиболее максимально осуществлять ее основную функцию - служение личности, обществу и всему человечеству. Гуманизм в политике выражается в форме ее организации, целях, содержании и в средствах политической деятельности. В современных условиях наиболее «гуманной» формой организации политики является демократия, основывающаяся на признании свободы и равноправия всех граждан, подконтрольности власти населению, уважении достоинства и прав человека./ Почему в скобках слово - потому, что это декларируется, но редко выполняется.
Одним из важнейших условий гуманизации политики является институализация нравственных ценностей, то есть закрепление их в нормах политических организаций. Второй аспект взаимосвязи политики с духовностью - это духовный облик политического руководства, лидеров. Систематическая проверка этого облика происходит при аттестации политических лидеров. Духовное производство в политических органах заключается в том, что за процессом производства наблюдают и если надо корректируют контрольные органы. Вспомните первые заседания Госдумы РФ в которой прения порой заканчивались кулачными боями. Иными словами, как в любом нормальном духовном производстве, существует лидер направляющий, возглавляющий интеллектуальное производство, так и в политических органах должен существовать лидер (коллективный орган) следящий за процессами в политорганах. Как раньше было упомянуто, это обычно политический Суд. Он не участвует в политическом управлении, а разрешает противоречия среди противоположностей политических лидеров. Естественно, его задача «разнимать активных политических дерущихся». На заседаниях (духовном производстве) гуманистов этот суд практически не участвует и не прерывает процесс, а просто наблюдает. Т. к. нет надобности «мешать» культурной работе над общественным сознанием. Чаще всего, Политический суд избирается на короткий срок членами данной политической организации. Скажем, на Съезде профсоюзов железнодорожников избирается Суд съезда, Президиум, Ревизионная комиссия и т.д. При этом Суд имеет высокие полномочия вплоть до прекращения заседания съезда, тем более может вмешиваться в прекращения прений, если с ними не может справится Президиум. Текущие противоречия могут решаться в открытом совещании Суда и Президиума съезда. Суд следит за избирательными процессами на съезде и прочее. Суд не распускается до следующего съезда, выполняя полномочия судьи во внутриполитических антагонизмах возникающих внутри профсоюзов железнодорожников в течение межсъездовского периода. Он не имеет права на призывы и организацию забастовочного движения, его полномочия чисто политическое судейство. Для политического Суда имеется типовой Устав, которым он руководствуется, как лидер духовного производства. Что-то подобное можно найти в Дисциплинарном кодексе футбольного арбитра и Правилах поведения футбольных арбитров. Для гражданских судей существует «Кодекс судейской этики». Любой член профсоюза железнодорожников может обратиться в Суд съезда с заявлением по поводу управления конкретных лидеров в местных органах профсоюза. Суд обязан принять меры в рамках своих полномочий, привлекая к этому процессу по мере надобности местные органы политической власти (диктатуру гуманистов). Буржуазная демократия в политических судах не заинтересована, нет стимулов. Поэтому политический Суд при капитализме отсутствует. The Show must go on.