Совсем скоро, уже в эту пятницу, в МПЛ12 стартует курс
"Всё дело в папе".
Сколько песен мы с вами вместе
Спели маме своей родной.
А про папу до этой песни
Песни не было ни одной.
(из популярной детской песенки)
Так же обстоят дела с фигурой отца и в практической психологии. Роль отца в жизни ребенка, а в дальнейшем и взрослого человека, важна не меньше, чем материнская - с этим вряд ли поспоришь. А далее возникает ряд вопросов:
Как влияет отец на развитие ребенка и последующую взрослую жизнь?
Какие функции выполняет папа, и в чем различия маминого и папиного воспитания?
Что делать, если нет или недостаточно позитивного опыта общения с собственным отцом?
Можно ли восполнить этот пробел, и что изменится?
Как быть хорошим папой для своих детей?
Ответам на них посвящён компакт-курс Всё дело в папе.
Это авторский семинар об особенностях работы психолога-консультанта с отцовской фигурой. Задумывая его, авторы даже не предполагали, что тема отца окажется такой горячей. То есть, предполагали, конечно, но не думали, что настолько. Мы знали одно: папа - это важно! Собственный опыт отношений с отцами, личной психотерапии и работы с нашими клиентами вдохновлял на создание курса, в котором хотелось поделиться открытиями и наработками в этой области, а также побудить участников к собственному исследованию и обмену опытом.
Однако, начав подготовку к семинару, мы сразу столкнулись с тем, что в психологической литературе эта тема мало представлена. Причем «мало» - это сдержанная оценка, вернее было бы сказать, что тема отца - своеобразное «белое пятно» в практической психологии. Действительно, о роли мамы написаны горы книг и статей, как научных, начиная с психоанализа, так и популярных, журнально-интернетных. Возрастная и детская психология, литература о воспитании, с разных сторон и точек зрения, сосредоточены на значимости материнской фигуры, связанных с ней сложностях и радостях. Всюду - о мамах и ДЛЯ мам. Либо речь идет о родителях вообще. Если о папе - то вскользь, и вроде бы звучат на все лады сакраментальные слова о том, что «Ребёнку нужен отец», но так, словно он на подхвате, дублёр мамы. На уровне ощущений понятно что функции папы и мамы отличаются, но КАК быть отцом и ЧТО ДЕЛАЕТ папа для ребёнка - в лучшем случае общие слова: быть примером, защищать, наставлять...
Этот разрыв между значимостью темы - и информационным вакуумом, отсутствием структуры и опоры на авторитеты создаёт напряжение вокруг отцовской фигуры. В профессиональном поле это проявляется, с одной стороны, в заинтересованности, которую мы видим в коллегах-психологах, посещающих наши семинары, с другой - в том, что удивительным образом до сих пор эта тема недостаточно проработана не только в литературе, но и в практике консультирования и психотерапии. Коллеги-психологи часто говорят, что не решаются идти в эту сторону с клиентом, или не знают, как туда идти, какие методы и стратегии использовать, как преодолевать привычный заговор молчания.
Поэтому наше погружение в тему работы с отцовской фигурой напоминает отнюдь не прогулку по освещённому тракту, или маршруту, снабжённому путеводителями и указателями; скорее это исследование впотьмах со свечой, когда мы совместно пытаемся нащупать тропинку и соорудить ориентиры для тех, кто пойдёт следом. План местности рисуется нами карандашом на коленке до сих пор. Но мы верим, что наш вклад будет подспорьем для дальнейших открытий, и со временем подробные карты станут доступными для путешественников-душеведов.
Приглашаем к совместному поиску! =)
ВИДЕО-АНОНС КУРСА