Bioshock infinite - символы и программирование подсознания

May 21, 2014 12:07

Во-первых, хочу сказать, что если бы эта игра была фильмом, то уверен, что взяла бы не один и не два Оскара. А во-вторых, если посмотреть на эту игру с точки зрения символизма, то её однозначно можно сравнить с широко разошедшимся роликом I pet goat. Настолько глубоки аллюзии этого произведения.

Для информации, на май 2014 года было 6 млн. экземпляров игры (плюс неясное количество пиратских копий). Конечно, не GTA, но эта игра уже вошла в пятерку самых продаваемых игр, и можно сказать, что подавляющее большинство игроков знакомы с этой игрой.

Колумбия и отцы-основатели

Самый первый и самый очевидный слой это город-мечта Колумбия как воплощение идеальной Америки. Собственно, это и не скрывается - ведь наряду с Дядей Сэмом общепринятой женской персонификацией Америки является женский образ по имени Колумбия. Согласно сюжету игру, используя достижения науки и экономическую мощь, Америка построила этот летающий город-сад, чтобы продемонстрировать величие своей мечты - реальная Америка осталась на земле, а её идеальное воплощение переместилось в эфирные просторы. Здесь можно уйти в дебри мира Идей Платона и вопросов о первичности Идеи или Материи, но мы вернемся к нашей теме. В качестве отдельного якоря, использующегося для ассоциативной связи, взято понятие об Отцах-основателях.

Фактически, в виде летающего города-сада Колумбии сознание обычного американца, впитавшего эту символику с молоком матери, увидит образ США. Но практически сразу после начала игры сюжет начинает демонстрировать неприглядную изнанку Колумбии - отцы основатели как на подборку оказываются лжецами, психопатами и лицемерами, скрывающими свои неприглядные делишки за красивыми речами. Благополучие города обеспечивается бесправными рабами, работающими за жетоны компании, Которые можно использовать только в лавках Компании. Пророк-святоша оказывается причастным к геноциду индейцев и нацелен на "джихад" мира, "погрязшего в грехах".

Более того, поднявшие восстание "бесправные" рабы на поверку оказываются кровавыми садистами и разрушителями, сеющими хаос и анархию.

Речь идёт о том, что под сомнение ставится вся "мессианская" идея Американской мечты - богатые эксплуатируют бедных в своих личных целях, прикрываясь красивыми лозунгами. Построенная на геноциде индейцев мечта продолжает свой кровавый путь, несмотря на "крещение" и веру в Бога (в игре - подавление восстания в Китае) и в любом варианте истории приводит к уничтожению Америки (в игре - бомбардировка Нью-Йорка).

Миллионам молодых американцев поставили вопрос - а не лучше ли, чтобы Колумбии вообще не было? Поставили красиво и талантливо. Возможно не все его сразу услышали или впечатлились. Но хочу напомнить один факт: по опросам, проводившимся в США, вторая после Библии книга, которая изменила жизнь читателя это "Атлант расправил плечи" Айн Рэнд, и эта книга лежит в основе серии Биошок. Для не-американца идеи Рэнд могут показаться далекими и не цепляющими душу. Но для большинства американцев её идеи - основа мировоззрения. Именно поэтому социальный уклон решений Обамы вызывает такое неприятие у многих американцев.

Честно признаюсь: не знаю, случайно ли эта игра отразила коллективное бессознательное США, осознающее смерть Американской мечты, или Фабрика Грез программирует определённые психологические реакции у подрастающего поколения, но в обоих случаях нужно понимать, что речь идёт о подготовке к закату Америки.


Элизабет - Анна

Второй слой игры символами вертится вокруг Элизабет. С одной стороны он более интересен в плане эсхатологического характера символов, с другой стороны более более сложен в расшифровке. Поэтому кратко напишу об основных аллюзиях, связанных с девушкой.

Элизабет, которую приемные родители, выдающие себя за настоящих, готовят к проведению судного дня, всю свою сознательную жизнь живет в заточении под охраной хтонического Соловья (девушка и дракон?).

Настоящее имя Элизабет - Анна. Итого, мы имеем двойное имя, которое отсылает к первой святой, рожденной в Америке и канонизированной Католической церковью. Эта ассоциация вкупе с образом идеальной девушки создает очень странное впечатление от концовки игры. Для общего блага дочь убивает отца... Кажется, проблема отцов и детей в Америке выходит на новый уровень.

Настоящая мать неизвестна. Фактически её нет - для порядка она упоминается только один раз в контексте "она умерла". Настоящий отец не помнит своей дочери, но на правой руке у него выжжены её инициалы AD (Анна Девитт). И первая ассоциация носителя англо-саксонского менталитета - Anno Domini (отсылка к другому чудесном младенцу?). Тем более, что мать Богородицы звали Анной (благодать), а имя Элизабет значит Обещанная Богу.

Именно эта дочь главного героя убьет его, предотвращая появление Колумбии. Интересное решение вопроса "отцов и детей" в контексте заявленной в игре изначальной фальшивости Американской мечты. Не будем забывать про происходящее в мире - в том числе и про разочарование мира и самих американцев в Америке.

символы

Previous post Next post
Up