Сказки народов мира. Воля Неба и Поднебесная.

May 04, 2013 11:28


Лучший правитель тот, о котором народ знает лишь то, что он существует.
Несколько хуже те правители, которые требуют от народа его любить и возвышать.
Еще хуже те правители, которых народ боится,
и хуже всех те правители, которых народ презирает.
Лао-Цзы

Благородный муж с достоинством ожидает велений Неба.
Низкий человек суетливо поджидает удачу.
Конфуций

Сказка, которую рассказывает Китай очень древняя, и я не возьмусь пересказать все её главы. Поговорим о повторяющихся сюжетных линиях и последней (или, как говорят лётчики, крайней) главе этой Сказки. О том, почему не так страшны для сегодняшнего Китая выступления мусульман и тибетцев как самоубийства на фабриках Apple. И о том, какую свинью подложила Япония Китаю, не вступив в войну за острова Сенкаку.

На фотографии - храм Неба, в который в течение примерно 500 лет ежегодно прибывали императоры Китая для принесения даров Небу и вознесения молитв о процветании государства.

Кун Цзы

В начале было Дао,
И Дао было у Дао...
Итак, что же позволяет китайцам считать себя наследниками Трёх властителей и Пяти императоров, несмотря на то, что они были столько раз завоеваны? Ведь завоевание - это новые порядки, а иногда даже и новая письменность. Казалось бы, Рим пал, и римлян больше нет, Византия пала и жители Малой Азии это турки (да, есть немножко греческого населения, местами), но не ромеи, Египет - мощнейшая держава своего времени, но среди современных египтян только постепенно исчезающее меньшинство копты имеют какое-то отношение к древним египтянам, а большинство это арабы.

Живучесть Китая заключена в силе его Сказки про Волю Неба и Поднебесную. Жизнь в ней есть бесконечный процесс смены/борьбы двух начал - небесного и земного. Её нельзя остановить, заморозив в каком-то состоянии, от неё нельзя отказаться, можно только осознать наступающие изменения раньше других и возглавить их. Инь порождает Ян, а Ян в свою очередь порождает Инь.

Ремарка. Тут прослеживается стремление к сохранению, а не к развитию (Гегелевской спиралью развития тут и не пахнет). Возможно, именно в этом кроется ответ на вопрос, почему китайцы столько всего изобрели, но так мало развили - порох придумали в Китае, но артиллерия появилась в Европе, бумага появилась в Китае, но книгопечатание, как мировая тенденция появилась в Европе. И так далее. С другой стороны, такая консервативность позволила Китаю сохранять свою самобытность тысячелетиями.

Но вернемся к нашим баранам, правильное построение жизни должно быть направлено к гармонии между небесным и земным. Этот подход виден и в традиционной китайской медицине, ставящей знак равенства между здоровьем и балансом, и в искусстве фэн-шуй, направленном на создание гармонии между человеком и окружающим пространством, и в понимании государственного строительства, как достижении гармонии между Волей Неба и Землей (если на пальцах, то Поднебесной правит Сын Неба (в расширительном толковании династия) и именно он рассказывает, в чем состоит суть Китайской сказки текущего цикла).

Северный и Южный Китай


Правит Сын Неба до тех пор, пока Небесный мандат не будет отозван. Признаками грядущей смены династий обычно считаются различные катаклизмы (особенно связанные с землей - землетрясения, оползни) и несчастье народа.

Но есть нюанс - на самом деле есть два Китая: северный и южный. И так получается, что смена династий в Китае идет между Севером и Югом (есть мнение, что "север" это инь). Причём Южный Китай имеет торговый и националистический характер, а Северный Китай имеет более "имперский" характер.


Фактически, можно рассуждать о двухтактной модели развития Китая - когда одна половина на подъёме, вторая слабнет, и происходит смена династий. Есть мнение, что этот процесс коллективное-бессознательное Китая сформулировало в виде бесконечного цикла Инь-Ян.

И сегодня это разделение Китая на имперский Север и торговый Юг никуда не исчезло. Взять хотя бы китайский язык, довольно явственно делящийся на Северокитайский и Цзинь с одной стороны, и группу южных диалектов (см. карту справа - кликабельна). Или к примеру, различие климата в разных регионах Китая, на которой так же четко выделяется та же самая группа регионов, что и на карте языков (см. карту слева - тоже кликабельна). Желающие могут так же посмотреть на карту подушевого ВВП и сравнить расположение "точек роста" и территорий южного и северного Китая, или изучить средние температуры по регионам Поднебесной. Везде будет одна картина - бассейн Янцзы и юго-восток одно, бассейн Хуанхе и северо-запад - другое.

Так что, как ни крути, но есть реальность данная нам в ощущениях - есть Южный Китай, а есть Северный.

Винтовка рождает власть (крайняя глава китайской сказки)


... эпический Великий поход коммунистов завершился в провинции Шаньси на Севере Китая. Поднебесная лежала в руинах, терзаемая иноземными захватчиками и продажными Гоминьдановцами (Юг). Именно оттуда, заручившись поддержкой северной Старшей сестры, Великий кормчий начал собирать страну обратно. Прогнал интервентов, усмирил сепаратистов, прогнал Гоминьдан за пролив (на Тайвань) и справился с бичом Китая - наркоманией, которая насаждалась десятилетиями.

Но после окончания войны Китай встал перед вопросом - как жить в мирное время. Великий стратег пытался решать экономические и культурные вопросы, но выходило не так удачно, как на полях сражений - сто цветов бесплодно завяли, большой скачок привёл к жестокому голоду, а культурная революция привела к сближению со Штатами (да и северная Старшая сестра сильно "изменилась" после смерти Сталина).

Но Великий кормчий не был бы великим, если бы смирился и смотрел, как поднятая им из руин страна страдает. И, жертвуя идеологией, даёт возможность Архитектору (по "случайному" совпадению представляющему Юг) "социализма с китайской спецификой" начать буржуазные реформы. Именно тогда было произнесено: "Не важно, чёрная кошка или белая кошка, если она может ловить мышей - это хорошая кошка."  Достижение гармонии между Севером и Югом, пусть ценой жертвы Идеей, стало залогом силы КНР.

А что же дальше?

Вроде всё о древних учениях и сказочках. Казалось бы, какое отношение они имеют к современному Китаю? Самое прямое - КНР, исповедующая коммунистическую идеологию, началась с провинции Шаньси на Севере и поддерживалась Северной Сестрой (Россией). Проигравший националистический Гоминьдан корнями растет с Юга Китая, из зоны влияния Британии. В результате поражения в распоряжении Гоминьдана осталась самая окраина Юг - Тайвань. И да, можно сказать, гражданская война в Китае до сих пор не закончилась, и именно поэтому для Пекина важнейшей задачей является воссоединение с Тайванем. Кстати, лидеры Гоминьдана были как на подбор выходцами с Юга и исповедовали протестантизм ("протестантская этика и дух капитализма"). Вот мы и пришли к главному китайском вопросу - противостояние коммунизма и капитализма.Природу не обманешь - система, долго работавшая без сбоев, накопила достаточно большое количество противоречий. Если Поднебесной правит Коммунистическая Партия Китая, почему простые китайцы вешаются на капиталистических фабриках? Если Китай живет по-буржуазному, почему Гоминьдан до сих пор вынужден ютиться на маленьком острове?

Пока Китай успешно рос, противоречия особой роли не играли. Но сейчас, когда на фоне экономического кризиса Китайский локомотив сбавил обороты, встает вопрос огромного социального расслоения, проходящего не только по линии город-деревня, но и по линии элита и народ (посмотрите на эти человейники). Китайское чудо было основано на готовности простых китайцев работать в нечеловеческих условиях за "чашку риса", но в последнее время растёт количество тревожных звоночков, говорящих о том, что время "бесплатных" рабочих рук заканчивается (бунт на фабрике в Шанхае, бунт на фабрике Foxxcon, самоубийство на фабрике, производящей iPhone). Кроме того, растет недовольство коррупцией и разрушенной экологией.

Как жить дальше простому китайцу
Мягкое побеждает твердое,
слабое побеждает сильное
Лао-Цзы
И вот тут встает вопрос - что ж это за сказочка такая, рассказывает про коммунизм, а на самом деле большинство китайцев живет хуже декоративных животных богатеев, а коммунистическая партия превратилась в "партию принцев". Это получается не сказочка, а какой то кошмар - идеалы коммунизма оказались ложными, а экономическое развитие не привело к процветанию. Может статься, что скоро мы услышим о смене "синих небес неравенства" на "желтые небеса справедливости".

Именно поэтому Си Цзиньпин говорит с трибуны о социализме с китайской спецификой и экологии (источник). Надо понимать, что либо КПК сейчас сможет канализировать накопившееся напряжение во вне (с этой точки зрения Пекину желательна война, именно поэтому КНР в прошлом году обострила ситуацию сразу вокруг трёх спорных территорий), либо столкнется с тем, что китайский народ осознает себя несчастным и вспомнит о богатых традициях народных бунтов. А ведь через пролив смотрит идеологический противник КПК Гоминьдан, при том, что на Тайване уровень жизни намного выше.

Можно сколько угодно следить за выступлениями сепаратистов СиньЦзяна или Тибета, но настоящий вызов Китаю  заключается в наступающем времени перемен. Предыдущая глава Китайской сказки прочитана до состояния "всё наоборот". Да и традиционные приметы уже подсказывают китайскому коллективному-бессознательному, что Мандат Неба уже отозван.

Сказки 1. Американская Мечта.
Сказки 2. Воля неба и Поднебесная.
Сказка 3. Русская былина.

коллективное-бессознательное, идеология, сказки народов мира, Китай

Previous post Next post
Up