Вы как книги в магазине выбираете? Я первую страницу читаю. Буквально пара абзацев - и ясно, нужно тебе это или нет. О книге Даши Вильке я, конечно, знала заранее. Однако хорошо помню свои ощущения, когда я начала читать рассказ «Туманность Архипкина» в «Кукумбере». Меня пронзила последняя фраза первого абзаца. «Казалось, ему не нужно говорить «к ноге» - сам шёл». Ни слова о собаке, но какой яркий, впечатляющий образ!
Дальше - ещё сильнее.
«Кроме Архипкина достопримечательностями в дачном посёлке служили водокачка, дуб, пруды и сторожка». Вот это намертво впечатывается в память. И тут, затаив дыхание, следишь за тем, как Архипкин в своих немарких рейтузах сначала был для героев ничем, потом кое-чем, а потом - чем-то настолько важным, что при взгляде на Луну герои всегда видели Архипкина....то есть его «туманность».
Этот рассказ, как и другие Дашины вещи, похож на катание на американских горках.
Автор нежно, но крепко берёт читателя за шиворот ярчайшими образами и восхитительным языком и ведёт его по неизведанным дорожкам человеческого опыта. И тебе только и остаётся вздыхать на виражах, понимая, что каждый спуск и каждый подъём открывают в тебе новое, неизведанное. Это путешествие по извилистым дорожкам человеческой натуры, по тайным тропам человеческой психики. Читая книгу, понимаешь - как это оказывается увлекательно - рефлексировать и познавать.
Самое главное - Даша предлагает играть только по-честному. В конце рассказа «Туманность Архипкина» никто не побежал извиняться перед мальчишкой. Никто не сказал по-пионерски: «Мы плохие. Мы виноваты». Какой подросток поверит в такое перерождение? Это ж не сказка.... Нет, финал другой, и он в своей честности великлепен. Во-первых, в героях зашевелилась совесть, «одетая в толстые рейтузы» Архипкина, и думать о том, что она зашевелилась было «неприятно». Вот за это «неприятно» я особенно люблю этот рассказ. И, во-вторых, буквально предпоследний абзац: «Мы хорошие, просто так получилось. Ну и он сам виноват». Читаешь и думаешь: автор - психолог, что ли? Откуда он знает о таких глубинных вещах? Автор - действительно психолог, но о тонкостях человеческой психики знает не только из книг, но, скорее, из жизни. Даша - очень наблюдательный человек. Она внимательна к людям, и потому её герои - живые.
Герои у Дарьи Вильке.... Это объёмные, тщательно выписанные, психологически верные образы. Зримы все - и Макс-панк с Кривой улицы у леса, «в кожаной мотоциклетной куртке, косолапый, с длинными, почти по пояс, волосами», и Пашка, и Симка, и сестра-Ася, и Ринка, и дед Толик, но в центре, конечно, бабТоня.
Сильные взрослые - важнейшая черта Дашиной прозы. Сегодня появилось множество книг, в центре которых - сильные подростки, супермены и супервумены, готовые решить любую проблему в школе и дома, ну если не одни, но хоть с друзьями, а на заднем фоне что-то бекают и мекают бледнолицие образы родителей, задача которых слегка мешать главным героям, чтобы заткнуться потом в конце, побеждёнными невероятной мощью характеров своих детей. Не знаю, насколько это правильно. Я понимаю, что велик соблазн так писать нам, тридцатилетним, тому поколению детей, у которых были очень сильные родители, и наши мечты о том, как мы станем сильными и всех победим, мы воплощаем в своих книгах.
Однако, не должно быть перекоса! Детям, подросткам очень важно знать, в том числе и из книг, что взрослым можно и нужно доверять, что к ним надо обращаться за помощью, что они смогут помочь ребёнку, который не должен оставаться один на один со своей проблемой! И вот тут на сцену выходит бабТоня, героиня повести "Тысяча лиц тишины".
Кто это? О-о-о! Это бабушка глухой девочки Ринки, которая считает, что «Ринка- совершенно нормальная девчонка», а ещё «знает наперечёт все камни», никогда не ругается и не наказывает, не заставляет доедать еду, всегда рада друзьям Ринки, любит гулять по осеннему лесу, заботится о всех на свете, сражается с осами, рассказывает истории, и даже умеет творить чудеса. Например, когда бабТоня варит варенье - всегда хорошая погода и на небе много звёзд....
В общем, такая бабушка, что ни в сказке сказать, а если пером описывать - то только Дашиным, читайте книгу, друзья.
Но оращу внимание на главное бабТонино качество - это умение быть рядом в любую трудную минуту, всегда знать что делать, всегда быть способной помочь. И Даша Вильке не жадничает, она делится своей потрясающей бабушкой не только с героиней Ринкой, но и ещё и со всеми нами: бабТоня выписана с такой любовью к каждой детали, к каждому слову, что после прочтения кажется - вот она, живая, стоит у тебя на даче и варит варенье в платье с кружевным воротничком. И на душе теплеет.....
В тему сильных взрослых добавлю, что у Даши есть потрясающий рассказ «10 копеек». Он о девочке, которая попала в беду. Над которой нависла проблема. Серьёзная проблема, а Даша о других и не пишет. Не найдёте вы у неё историй про потерявшихся божьих коровок и ёжиков, не поделивших земляничку. Так вот - беда, проблема, трудность. Куда бежать? Что желать? Девочка-героиня бежит к маме. И мама, хорошая, умная и добрая, помогает. Как же мне не хватало такой мамы в детской современной литературе.....
И именно поэтому я назвала статью «Чудеса на виражах». Путешествуя по прозе Даши Вильке, ощущаешь, какое же это чудо, когда есть рядом взрослый, которому можно довериться. У самой Даши потрясающие родители. Оба они всегда с ней рядом, всегда в курсе её дел, всегда готовы поддержать. Любовь к ним сквозит в каждом произведении Даши и согревает нас читателей, как свежесваренное варенье бабТони.
Хочу сказать, что Даша ведёт себя с читателями-подростками правильно. Она не заигрывает с ними, она чётко понимает - она взрослая, они - подростки, но она - именно тот взрослый, который понимает, что происходит, которому можно доверять, который может помочь советом со страниц своей книги. Она предлагает подумать над проблемой вслух и решить её. Посмотрите, как талантливо она это делает:
«Непонятно, что делать, когда у кого-то случается горе. В школе этому не учат. В книгах не пишут. Почему-то чувствуешь себя виноватой оттого, что не знаешь, что сказать. Взрослые говорят какие-то слова, может быть, никому не нужные. Можно просто уйти, думала я, - как сестра-Ася».
Что мне нравится в этом тексте? Автор обозначает каждую сотую часть переживаемых эмоций нужным словом. Где-то страх, где-то стыд, где-то неловкость. Подросток ведь только входит во взрослую жизнь, и часто ему просто непонятны его же ощущения. И какое облегчение, когда узнаешь, что во-первых, все сложные эмоции имеют названия, а во-вторых, ты не одинок - их уже переживал кто-то, причём кто-то тебе симпатичный.
А дальше - решение главной героини. Без морализаторства и нравственности. Она просто делится своим опытом. Всегда можно поступить как сестра-Ася, исчезнуть, как Симка и Пашка - «просто уйти». Но героиня принимает другое решение:
«Я шагнула к нему и погладила по окаменевшему плечу».
Вот это - самое главное в Дашиной прозе. Она учит, стоп, нет! Показывает! Показывает, что не надо бежать от беды. Надо шагнуть к ней. И погладить по плечу.
О языке Дарьи Вильке можно говорить и писать бесконечно. Перед Вильке-пейзажистом я просто преклоняюсь. Открываю книгу наобум. Вслушайтесь: «Небо с самого утра становилось белёсым как выцветший ситец», «Они шли через утренний лес - ещё тихий и похожий на большую уютную комнату, где вдруг зажгли парадную хрустальную люстру: встающее между стволов солнце лило густым молоком свет на густые мохнатые папоротники, янтарные ручьи смолы на еловых стволах, муравьиные пни и пригорки, облепленные диковинным кудрявыми грибами..» Деталь у Даши работает выверено, по-чеховски, никому из нас, читавших текст, не забыть ни «кружевной зонтик с бамбковой ручкой - кажется, кружево окунули в топлёное молоко», ни «рейтузы с начёсом, всегда тёмные, чёрные или коричневые, - немаркие».
На этой неделе я была в Калуге, в областной детской библиотеке, замечатальной, полной книжных новинок, энтузиастов-библиотекарей, внимательных читателей-детей. На вокзал меня провожала сотрудница библиотеки и в разговоре прозвучала такая её фраза: «В современных школах не учат детей думать».
mso-ascii-theme-font:minor-latin;mso-fareast-font-family:Calibri;mso-fareast-theme-font:
minor-latin;mso-hansi-theme-font:minor-latin;mso-bidi-font-family:"Times New Roman";
mso-bidi-theme-font:minor-bidi;mso-ansi-language:RU;mso-fareast-language:EN-US;
mso-bidi-language:AR-SA">Дашина книга учит думать. Анализировать свои поступки. Делать выводы. И, главное, если выводы тебе не слишком нравятся, всегда иметь смелость поступить по-другому.