Jun 20, 2017 01:23
Попала (спасибо моей профессии) на казачий круг, где проходили выборы атамана.
Выяснилось, что очень интересная церемония. Я даже полезла в интернет искать, как это делается. Выяснилось, что у нас всё проходило по канонам, только вместо посыпания пылью были удары нагайкой. При этом зал не одобрил, когда пытались бить лишь номинально - надо всё по правилам.
А по правилам это так:
После выдвижения всех кандидатов им поочередно предоставляется слово для изложения своей программы или самоотвода.
При любом количестве кандидатов голосование и подсчет голосов проводится по каждому, даже если за него голосует один выдвигавший.
Всякий за кого голосуют в данный момент должен выйти на середину Круга и поклониться на четыре стороны: кресту и священнику, старикам, оргкомитету и станице.
Есаулец, стоя слева от него, кладет правую руку на его плечо и спрашивает станицу:
- Господа честное казачество, люб ли вам Атаман (имярек.. .)?
В старину голосование производилось поднятыми обнаженными клинками и было очень легко сосчитать голоса всех полноправных членов общины (напоминаю: казак, не обладавший всей полнотою прав, шашки не имел). Обезоруженные казаки вынуждены голосовать поднятием рук. Но как прежде, так и сегодня тайное голосование, равно как и заглазные разговоры, казаки считают несовместимыми со своим пониманием казачьей чести.
Приставы считают голоса. Набравший большее число голосов считается избранным (даже если получил преимущество в один голос). Если все кандидаты получили равное число голосов, Круг прерывается на несколько дней, и затем проводится сызнова по всему ритуалу от чтения молитвы.
После объявления Есаульца:
- Большое число голосов отдано (имярек)... Два пристава ведут будущего Атамана к Присяге.
Приведение к Присяге.
Название ритуала “Приведение к Присяге” неслучайно. Будущего Атамана действительно ведут, держа за руки, два Пристава, причем по казачьей традиции нельзя касаться голой рукою голой руки или щеки Атамана-считалось, что так Атаман теряет силу, обретаемую им в момент принятия Присяги. Поэтому, скажем, Пристав слева правой рукою держит Атамана за левый рукав, выше локтя, левая рука Атамана лежит на укрытом обшлагом мундира запястье левой руки Пристава. Такое положение в котором ведут Атамана к Присяге, именовалось в старину “растяжка”. Атаман действительно “растянут” между Приставами издали его фигура напоминает крест. В связи с этим Атаман должен стоять ровно: пятки вместе, носки врозь, опершись на обе ноги
Приставы снимают с Атамана мундир, расстегивают или разрывают рубаху так, чтобы был виден нательный крест.
Есаулец может взять крест рукою и показать казакам с объявлением:
- Православный! (это было, потому что второй кандидат пришёл без казачьей формы).%
Казаки отвечают криком “Любо!”, и все, если сидели, встают. В установившейся тишине, стоя лицом к станице, Атаман произносит:
На Христовом Животворящем Кресте, На Священном писании присягаю:
Служить верно, не щадя головы (жизни)
И живота (имущества) своего. Беречь казачью
Честь, преумножать достояние станицы.
Беречь казаков!
Я ваш отец, вы мои дети!
После чего отвешивают поклон станице, затем, ведомый Приставами, подходит к старикам, кланяется в пояс. Старики и станичник кланяются в ответ на поклоны Атамана. Затем Приставы' подводят Атамана к священнику. Атаман целует Крест и, лежащее на аналое, Евангелие.
Затем Атаман выходит, ведомый Приставами, на середину Круга. На него надевают Атаманский кафтан, перепоясывают саблей через правое плечо. Перепоясывают полотенцем через левое плечо. (Это символы военной и хозяйственной деятельности Атамана. Перекрещенные перевязи означают защиту правления Атамана Христом.) У кубанских казаков есть обычай “помазания атамана пылью”, восходящий к обычаю запорожцев,-после того, как Атаман облачен в атаманский кафтан, один из Приставов мажет ему лицо грязью, снятой с подошвы сапога. Этот акт имеет символическое значение и расшифровывается по евангельскому стиху “И пусть больший среди вас-будет вам слугою!”, означает же он, что Атаман, который с этой минуты пользуется абсолютной властью, должен “умалиться”, стать ниже сапога в гордыне своей и служить своему народу, а не распоряжаться людьми как собственностью.
Второй пристав утирает Атамана полотенцем, которое и повязывается через левое плечо.
Старший Атаман (окружной, войсковой и т. д. или старший атаман по возрасту) вручает ему пернач. Атаман, принимая, целует пернач и трижды целуется с вручившим.
Старики подносят Атаману насеку-ритуал вручения тот же. Вручавшие могут сказать перед вручением несколько слов напутствия или приветствия Атаману.
Дежурный Есаулец торжественно надевает на голову Атамана, держащего в правой руке булаву, в левой насеку, и командует:
- Перед Атаманом-шапки долой!
Все, кроме Атамана, стоящего рангом выше, снимают шапки. Этот момент считается присягой Круга на полное и беспрекословное подчинение Атаману.
работа моя любимая