Настроение такое...
Утром позвонил сосед, попросил помочь.
Мы уже поняли в чём дело, потому что не первый раз.
Его жена, наша соседка,
была ещё несколько лет назад сильной и крепкой женщиной. А потом вдруг враз слегла. Сказала с удивлением: "Почему-то меня не слушаются ноги". И слегла.
Сначала все решили, что это временно. Но вот прошло уже четыре года, а улучшений нет никаких. Только ухудшения.
Пошли мы помогать соседу. Его жена полусидела-полулежала на полу в дальней комнате, упёршись лбом в диван, и полувыла-полуплакала. В комнате стоял густой и тошнотворный запах болезни.
Потом мы долго пытались её поднять с пола. Очень тяжёлым становится человеческое тело, когда из него уходит сила и когда человек перестаёт им управлять. Соседка не помогала нам ничем.
Я потом подумала: двигаться она может, вероятно, раз переворачивается с боку на бок, может действовать руками, потому что тянется к стоящим на стульям кружкам-тарелкам. Но она и не собиралась нам хоть как-то помогать. Её руки были прижаты к груди, и она уже не плакала, а скулила. Не от боли - больно мы ей не делали. Не знаю, отчего.
Со второй попытки мы взгромоздили её на кровать, постарались перевернуть, потому тчо она продолжала скулить - рука оказалась под туловищем, и она не пыталась её вытащить.
Сосед чуть не плачет: "Я уже заколебал всех соседей за это время".
Долго там находиться невозможно.
Есть дети и внуки, они живут отдельно, у них свои дела, работа, сейчас всем нелегко, и они не могут бросать дела, чтобы ухаживать за больной матерью.
В соцзащите сказали, что, раз есть родственники, соцработник не положен.
Почему не хотят нанять сиделку, я не знаю. Впрочем, в одиночку сиделка не справиться - перевернуть соседку не под силам одному человеку.
Если что-то случается днём, сосед, конечно, звонит дочери, но ей, чтобы доехать, требуется минимум час (ну и мгновенно ведь не освободишься). В подъезде в основном такие же старики, молодёжь на работе, это я пару раз зависала дома, вот и поспешила на помощь.
Но, повторю, долго там находиться невозможно, потом на несколько часов остаётся очень тяжёлое впечатление и всюду мерещится запах болезни. Вернувшись домой, я умылась и переоделась, но даже по дороге на работу всё время принюхивалась, всё мне казалось, что этот запах витает в воздухе.
Чувствовала я его и на работе. И вернувшись домой, тоже ощутила почти неуловимый след.
Что с соседкой. Совершенно здоровый организм, сильный.
Мы спросили у одной из дочерей, она сказала, что, когда всё случилось и мама слегла, врачи предположили, что был инсульт. И соседка, как человек крепкий и не привыкший потакать слабостям, перенесла его на ногах. Ну, чуть пошатало, ну глаз подёргался. А через пару лет нелеченый инсульт дал о себе знать.
И соседка совершенно переменилась. От матери-командирши и следа не осталось. Есть только беспомощное, плачущее тело на кровати.
***
Сегодня на работе я сказала: наверное, люди чистые и безгрешные уходят сразу, во сне и с улыбкой. Чем вот так - четыре года мучиться самой и мучить родных.
Кто-то рассердился: да как ты можешь так говорить, что ты знаешь!
Я знаю немножко.
Лучше знает муж соседки. Ему 86. И на его руках 4 года больной человек.