Не совсем хорошо расписываться в своей дремучести, но что есть то есть.
Сотню раз, не меньше проходила в Волгограде мимо памятника лётчику. Лётчик и лётчик, мало ли. Да однажды даже и подошла поближе, хотя мне это ничего не дало - пьедестал был в безобразном состоянии, буквы почти все осыпались, и надпись было не разобрать.
Посмотрела - вблизи памятник выглядел величественно и человечно. Я прилепилась взглядом к лётчицким перчаткам в руке, именно эта деталь зацепила, как крючком, долго не отпускала и потянула за ниточку интереса. "Кто такой? Герой войны? Чкалов? Не похож..." На пьедестале всё же удалось рассмотреть надпись: Хользунов.
Лётчик.
Всё сложилось: воевал, защищал Сталинград, погиб...
И всё было не так.
Я фотографировала этот памятник, но в своих архивах не нашла, увы.
Виктор Хользунов на самом деле был личностью легендарной и героической. Сталинским соколом.
Родился он 31 января 1905 г. в Царицыне, в семье рабочего. В 1918 году вместе с отцом вступил в Красную армию и ушёл на фронт. Удивительно, мальчишке было всего 13 лет... В 1919 году защищал родной Царицын.
С 1922 г. работал на лесопильном заводе, а затем был секретарём волостного комитета комсомола в станице Глазуновской.
Вновь призван в армию в 1925 г. В том же году окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу летчиков.
Член ВКП(б) с 1927 г.
Затем был летчиком-инструктором в авиашколе.
Вспоминает генерал-полковник авиации Каманин:
«Погожим зимним днем в кабину инструктора сел незнакомый мне летчик. Предстояло выполнить довольно сложное задание - полет с посадкой на незнакомом аэродроме по маршруту Борисоглебск - Анна - Воронеж - Борисоглебск.
- Маршрут известен? - спросил проверяющий очень дружелюбно, словно оба мы были старыми знакомыми.
Почувствовал себя сразу свободнее, исчезла обычная в таком случае настороженность...
В кабине инструктора сидел и оценивал мои действия… Виктор Степанович Хользунов, впоследствии прославленный боевой летчик-бомбардировщик, Герой Советского Союза.
... Став отличным летчиком, он много лет работал в авиационных училищах, обучая молодежь летному искусству. Потом служил в бомбардировочной авиации, в строевых частях, в совершенстве овладел мастерством меткого бомбометания и противозенитного маневра, командовал первым соединением дальней бомбардировочной авиации. Вот кто сидел в роли проверяющего в кабине моего самолета зимой 1928 года...
Погода благоприятствовала полету, и он закончился вполне благополучно. Зарулил на стоянку. Выключил двигатель. Инструктор легко спрыгнул на землю, подозвал к себе, высказал несколько замечаний и советов. Спокойно, деловито. Словно старший брат разговаривает с младшим. Пожелал успехов и зашагал к линии старта.
С Виктором Степановичем Хользуновым мне довелось летать много раз. Каждый полет с ним был для меня предметным уроком пилотирования, в каждом полете отшлифовывались навыки управления самолетом».
Вскоре Хользунов был назначен командиром авиаотряда 7-й Сталинградской военной школы пилотов.
В 1933 г. он окончил КУКС при ВВА им. Жуковского, а в 1936 г. - Высшую летно-тактическую школу. Служил в бомбардировочной авиации. Был командиром звена, отряда, бомбардировочной эскадрильи, помощником начальника отдела боевой подготовки ВВС Забайкальской группы войск ОКДВА.
По отзывам сослуживцев капитан Хользунов был «волевой и требовательный командир, искусный летчик и хороший организатор[2]».
Участвовал в национально-революционной войне в Испании в 1936-1937 гг. Был награжден орденом Красного Знамени (1937).
До прибытия советских бомбардировщиков СБ, ВВС республиканцев располагали лишь несколькими легкими бомбардировщиками Breguet-19 и двухмоторными тяжелыми бомбардировщиками Potez-54 французского производства. Хользунов возглавил звено «бреге» в составе 1-й интернациональной бомбардировочной эскадрильи. Его ведомыми были советские летчики Примо Джибелли и Георгий Тупиков.
Полковник Деменчук вспоминает:
«Однажды, во время выполнения боевого задания западнее Мадрида, самолет Хользунова был подбит и начал отставать. Казалось ведущий вынужден будет сесть. Джибелли не отставал от самолета ведущего, хотя ведомым была дана команда «действовать самостоятельно». Позже он объяснил, что тоже намеревался садиться вместе с Хользуновым, чтобы помочь ему, а если нужно, то и забрать его экипаж на свой «бреге». Но Хользунов сумел устранить утечку бензина, мотор снова заработал, и самолет долетел почти до своего аэродрома…
Тихоходный и слабо вооруженный «Бреге-19» служил хорошей мишенью для вражеских истребителей. Однако Виктор Степанович нашел выход. На бреющем полете, используя гористую местность, он внезапно появлялся над целью, наносил бомбовые удары и уходил так скрытно, что ошеломленный внезапностью противник не успевал даже открыть огонь.
Когда прибыли СБ, Виктор Степанович приступил к формированию эскадрильи. За короткое время он сумел создать крепкий коллектив, способный выполнять сложные боевые задачи. По оценке командования, его эскадрилья была лучшей бомбардировочной частью ВВС республики. На боевые задания эскадрилью всегда водил командир. Под его руководством летчики наносили эффективные удары по противнику. Настойчивость в выполнении заданий и личная храбрость снискала Хользунову большое уважение. Летчики безгранично верили своему командиру]».
Одним из крупных успехов 2-й эскадрильи скоростных бомбардировщиков Хользунова, которая базировалась в Сан-Клементе, был разгром железнодорожной станции в Талавере.
Рассказывает Деменчук:
«Отсюда к фронту отправлялись военные грузы и воинские части. Станция прикрывалась сильными зенитными средствами. Противник встретил нас заградительным огнем всех зенитных батарей. Все небо впереди и вокруг нас заволокло клубами дыма от разрывов вражеских снарядов.
Совершая противозенитный маневр, наша эскадрилья вышла на боевой курс и сбросила бомбы на здания станции и железнодорожные пути, где в то время находилось несколько эшелонов. Возвращаясь на свой аэродром, мы еще долго видели дым пожара».
27.06.1937 г. Хользунов Виктор Степанович был удостоен звания Герой Советского Союза.
С мая 1937 г. командовал бомбардировочной авиабригадой.
04.07.1937 г. ему было присвоено внеочередное воинское звание комбриг.
В ноябре 1937 г. комбриг Хользунов был назначен командующим 1-й авиационной армией особого назначения.
АОН - авиационная армия Резерва Главного Командования - предназначалась для решения оперативных и стратегических задач, поставленных Главным Командованием, в ходе самостоятельных воздушных операций. Командующий АОН пользовался правами командующего войсками округа и подчинялся непосредственно наркому обороны.
28 июля 1939 г. погиб в авиакатастрофе. Вот так... уцелел в Испании.
.
Вспоминает журналист Бронтман:
«Сегодня погиб Хользунов, Черкасов и другие (Титов и Курнышев). Они летели из Калинина на учебную бомбежку и взорвались в воздухе. Остались куски. Видимо, подорвались бомбы».
Похоронен на Новодевичьем кладбище.
В Волгограде ему установлен памятник, имя Героя носит пассажирский теплоход Волжского речного пароходства.
Памятник, говорят, построили быстро - на высоком помпезном постаменте были барельефы и надпись "Сталинскому соколу".
Поставили хорошо - на Набережной, там, где речпорт. На высоком берегу четырёхметровый монумент было видно издалека.
Ноябрь сорокового года... Через семь месяцев началась война.
Не надо никому рассказывать о ковровых бомбардировках, о страшных авианалётах, когда горели земля и небо - и даже Волга. От Сталинграда мало что осталось, город почти сравняли с землёй, превратили в руины.
И не говорите мне, что по памятнику не стреляли. Стреляли наверняка - такая мишень...
Немцы рвались к городу, обстреливали Сталинград, лезли от Волги вверх, пытаясь дойти к городу, взять его за горло...
Каждый дом становился полем боя. Уличные бои - это страшно. Какая там тактика и стратегия...
Я не могу представить, как это было, но рядом с памятником тоже шли бои...
Но... он был как заговорённый. Снарядами разбили пьедестал, а памятник... уцелел. Он просто упал на землю. И ничего. Может быть, даже спас жизнь какому-то солдату или мирному жителю - ведь памятнику не больно, когда в него ударяет пуля, а для человека это укрытие.
И потом, когда Сталинград освободили, о памятнике вспомнили.
Нашла потрясающее фото.
Его просто подняли и поставили на землю. И водили к нему экскурсии, рассказывая, что памятник лётчику тоже сражался.
и вот ещё
А пьедестал поставили новый. Тот самый, с которого осыпались проржавевшие буквы. Но наверняка памятник уже отреставрировали. Так и стоит он над Волгой. Только надписи "Сталинскому соколу" уже нет.
И ещё его немного развернули. Раньше Хользунов стоял боком к реке, а теперь смотрит на свой Сталинград.
Click to view