Мой материал. Надо было сделать официалку, но написалось как написалось.
Мой дед. Помнить подвиг каждого солдата 9 мая по главной улице Волжского вновь прошёл «Бессмертный полк». В его ряды встают не по приказу, а по зову души.
Акция эта, придуманная в 2007 году в Тюмени, за несколько лет стала международной. В ряды «Бессмертного полка» встали не только россияне и жители стран ближнего зарубежья. К акции присоединились Париж и Нью-Йорк, Сеул и Лондон, Киев и Афины…
Пройти в колонне могут те, чьи родственники воевали на фронтах Великой Отечественной, трудились на заводах и в колхозах, приближая Победу. То есть практически каждый, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой». В прошлом году в составе Волжского «Бессмертного полка» было десять тысяч человек. В этом - двадцать пять тысяч. Не считая, добавим, тех, кто к колонне не присоединился по каким-то причинам, хотя и вышел на проспект с портретами своих родных.
…Мой дед пропал без вести под Сталинградом в 1942 году. Больше о его судьбе, о его боевом пути ничего не знаю. Запросы в архив и поиски на многочисленных сайтах памяти результатов не дали (хотя нашёлся полный дедушкин тёзка, 1922 года рождения, командир пулемётного взвода, дошедший до Германии и умерший от ран в 1944 году). И потому я прошу коллегу увеличить единственную фронтовую фотографию деда и в День Победы иду к месту сбора «Бессмертного полка». Колонну уже формируют - многие пришли раньше назначенного часа. У людей в руках - штендеры с фотографиями участников войны. Кто-то несёт на бархатной подушечке ордена и медали. Кто-то держит обычный листок бумаги с именем и фамилией своего героя: «У меня нет фотографии. Можно, я с вами пройду? Это мой прадед, он воевал, мама рассказывала».
В этом году в колонне немало молодёжи. И много детей в пилотках, в форме защитного цвета - это стильно и красиво. С утра очень жарко, предстоит долгое ожидание (сначала по площади пройдёт молодёжный парад), но никто из малышей не жалуется и не просится домой. В колонне все разговоры об одном: -Отец был танкистом, воевал под Прохоровкой… -…Там был ад. Просто ад. Средняя продолжительность жизни рядового солдата - четыре минуты… -…Дед был призван в июне сорок первого. И - от звонка до звонка - всю войну. Демобилизовался в 1946-м. У меня с собой его послужной список, на всякий случай… -…Дядя. Сталинград. 1943-й. Тётя не пережила…
Всё новые и новые люди вливаются в колонну «Бессмертного полка». Она уже растянулась от площади Ленина до площади Свердлова. Возглавляют колонну первые лица Волжского: глава города Игорь Воронин, председатель Волжской городской Думы Дмитрий Ястребов, рядом - уполномоченный по правам человека в Волгоградской области, Герой России Валерий Ростовщиков, депутаты Думы. Все с фотографиями родных и близких. И вот, наконец, команда: «Марш!» Кто-то кричит: -Солдату-освободителю… -Ура! - подхватывает колонна. -Нашим ветеранам троекратное… -Ура! Ура! Ура! Парад слушаем по трансляции: сначала по проспекту проезжают ретро-автомобили, украшенные флагами, затем проходят знамённая группа и барабанщики, чеканят шаг волжские кадеты, учащиеся полицейских классов школы №35, юные карбышевцы из школы №18, классы МЧС (школа №19), воспитанники патриотического клуба «Громада» и Федерации казачьего рукопашного боя. Звучит марш «Бессмертного полка», и колонна вступает на площадь. Идущие в ней люди выше поднимают портреты своих героев. Чтобы видели. Чтобы помнили. Врезалось в память и очень тронуло - как вглядывались в эти портреты зрители парада. Их очень много. Очень. Настоящее людское море колышется по обе стороны проспекта. Толпы людей - на ступенях ЦУМа, на парапете гостиницы «Ахтуба». Фотографируют колонну. Снимают на камеры и телефоны. И… аплодируют всё время, пока идёт полк. Бросают идущим ветки сирени, и мы ловим их на лету. Ещё запомнилось, как ветераны войны, стоящие на трибуне, чётко и красиво отсалютовали колонне «Бессмертного полка», отдавая почести погибшим.
Марш гремит (кажется, его включают уже во второй раз), а полк всё шагает и шагает… Мы помним. Мы гордимся.