Отто Дикс. Война. 1932. Дрезден. Галерея новых мастеров
Спустя 10 лет по окончании первой из мировых практик по изготовлению из человека мяса, часть немецкого общества всерьез задалась вопросом, а не была ли война высшим проявлением человеческой доблести? Дикс изведал все прелести окопных подвигов на собственном опыте и повторять его, видимо, не хотелось. А некоторая временная дистанция позволила запечатлеть отнюдь не слабые впечатления в художественной форме. Омерзительной. Что отражает.
Прообраз формата и «концепта» совершенно очевиден, хоть и совершенно не типичен для Дикса. Изенгеймский алтарь Грюневальда - классика-классика прямо из учебника. В Германии - из прямого зрительного опыта.
Маттиас Грюневальд. Изенгеймский алтарь. Ок. 1506. Кольмар. Музей Унтерлинден
Экспрессионистский кошмар Греневальда вопиет: «Люди, ау! Распятие - это не «понарошку». Это невыносимо больно, отвратительно и страшно. Смерть - унизительна». И память о том, как в муках на кресте кончалось божество (с) - она о цене воскресения и будущей жизни. В конечном счете, Изенгеймский образ - алтарь Спасения.
«Война» Дикса - алтарь сатаны. Сатаны в лике (не в лике - личине, конечно) войны. Человеческое лицо здесь одно - и это лицо покойника. Всё остальное «функционал». Временно-живые спины солдат- механизмов. Ритм существ, у кототых нет ни мамы, ни любимой женщины. Колесо без Фортуны. Марс без Венеры.
Оказавшись на поле боя механические спины закономерно превращаются в коллекцию фрагментов тел и внутренностей. Единственное живое вставлено в противогаз. Очевидна аллюзия: развернутый в пространств второго плана пейзаж - отклик бесконечного пространтва вселенной в картинах Ренессанса. Только вселенная перестала быть прекрасной. Собственно, она вообще перестала быть, но пророчески превращена в нечно, напоминающее ядерный пепел.
В правой створке - очевидный мотив Пьеты. Такой, знаете, Микеланджело, но лишенный благородства, величия и надежды. Какая надежда, если нет ни смысла, ни веры, ни капли любви.
Солдатам, показанным в пределле, «повезло» - они умерли не расчленными. Но в сравнении с мраком их общего гроба «Оплакивание» Грюневальда кажется почти гармонией.
Зачем всё это было. Стыдно признаться, я до сих пор не понимаю причин Первой мировой. Знаю, конечно, про все эти «переделы мира», но не понимаю. Не исключено, что и понимать там нечего - несколько выдающихся козлов мерялись изветно чем. И каждого по-воему волновала «национальная идея», «патриотизм» и скорая победа во имя...
Во имя чего? Знает один черт, в его честь!
Понятное дело, в гитлеровской германии живопись Дикса была признана «дегенеративной», какой же еще? Но триптих каким-то чудом уцелел. В назидание потомкам? Ага, фиг нам!
Хотя, конечно, лучшее местом экспонирования было бы.... где?
Знаю, Штирлиц догадался.