Посмотрела фильм
MOROCCO с Марлен Дитрих. Угадала, вытянула как редкую карту с магазинной полки. Давно вслушалась в ее неверный низкий хрипловатый голос, давно покорилась ее изменчивым обликом на фото разных лет. А тут взяла и очаровалась, совершенно. Самим фильмом. Снято в 1930 году. Ощущение сна - двойное. Как будто все происходит и не происходит. То ли из-за незатейливости сюжета и его предсказуемости как в карнавальной уличной пьесе. Порой так театрально, что-то японское даже есть в этом. А иногда прорыватся непосредственность действа и слегка баламутит ровное его течение. То ли из-за особенности тогдашнейй съемки, - резкости нет даже на правом ухе, если на переднем плане левое, и это очень красиво. Флёр такой легкий на всем.
Мелодрама безыскусна. Эта - особенно. Певица кабаре с разбитым сердцем бежит от сердца же в Марокко, а там хроническая война, левантийские мотивы,кафешантан и супергерой в лучших традициях жанра -солдат, пофигист, сердцеед и забияка, ради которого она бросает всех и вся, начиная с жениха миллионэра, и уходит за горизонт по следам его вечно перемещающегося полка. Казалось бы...Но! Фильм дышит, цветет и переливается этим женским хрупким, ломким, изменчивым образом. Такая пряная смесь притворства и искренности, манерности и дикости, расчета и неуправляемости, женской горькой опытности и мальчишеского задора, холодности и пылкости, что ты не веришь в единственность героини))).
Сто женщин, сто мальчиков, дикие звери, тихий утренний дождь и раскаленный ночной песок пустыни сотворили этот образ вместе, причудливо соприкоснувшись, просвечивая и мерцая один сквозь другой.
Финальная сцена - энциклопедия женственности в десяти томах, выраженная за 3 минуты фильма. Машина в песках. В ней Эми, рядом влюбленный покорный но обеспокоенный жених (он знал,знал), уходящие в пустыню солдаты, за ними традиционно следующие за военными арабские влюбленные женщины с осликами и скарбом, барабанная дробь (первая минута.) Эми смотрит на миллионэрного своего жениха, потом в пустыню, в лице у нее все меняется, полный транс (вторая минута). Любимый растворяется в пыльной дымке впереди. Первый неуверенный шаг... и бегом, на шпильках по песку вдогонку за арьергардом - осликами с поклажей, прочь шпильки, вот и ослик без хозяйки, "помогу тебе вести". Занавес падает.
Просто три минуты восхищенного молчаливого вопля. И веришь в реальность такого сюжета до самого донышка. И не вспомнить о дикой первозданной женщине невозможно. (Если бы кто-то просто рассказал историю такого толка, утопила бэ в иронии как водится). А тут всё по-настоящему! Вот то ли режиссура волшебная, то ли Марлен такая, то ли все вместе это созданная самостоятельная и выверенная до жеста реальность, уместившаяся в 97 минутах действа и рулоне кинопленки.