текст: Ольга Сидорушкина
на фото Антон Равицкий, 1.5 года
Игорь Николаевич Равицкий - народный артист Украины, художественный руководитель Одесского академического украинского музыкально-драматического театра им.В.Василько. Антон Равицкий - оператор и режиссер проекта журналистских расследований на одном из одесских телеканалов. Игорь Николаевич считает, что главное, что он дал сыну - это свобода, хотя если бы можно было что-то изменить, он бы меньше уделял внимания своей работе в театре и больше детям. А вот его младший сын Антон, считает, что имена такая ситуация в семье спасла его от лишнего давления и научила самостоятельно принимать решения.
И.Р.: Мои родители тоже из театральной среды: папа - режиссер, а мама - актриса. Детство, как и положено, прошло за кулисами театра и на гастролях. У других детей летом каникулы, а я с родителями в автобусе езжу по области со спектаклями. Иногда выхожу на сцену играть детей, но, как правило, просто читаю книги. Для меня это было радостно и в тоже время не совсем…. Получалось, что у меня своя жизнь, у родителей - своя. У бедного Антона та же история. Это судьба всех детей актеров. Мы - родители-эгоисты, и увы, осознаем это только тогда, когда наши дети вырастают и мы перестаем их понимать. Честно говоря, если бы в жизни можно было сделать что-то иначе, я бы уделял больше внимания Антону и его старшему брату Роману. У меня ведь даже не было времени следить за их учебой. Я в школе и не был ни разу! Изредка встречал Антона на улице, в то время как он должен был быть на уроках, и не понимал, что он тут делает.
А.Р.: Папа мне говорил: «Почему ты не в школе?». Я ему в ответ: «А, у меня нет уроков». «Ну ладно!» Так и проходили эти встречи. На родительские собрания тоже никто не ходил, потому что вечером у родителей спектакли. Где-то с 7 класса у нас в семье появилась такая практика: родители отправляли меня в школу и говорили: «Побудь на родительском собрании, узнай, что они хотят и потом нам расскажешь». Но меня это абсолютно не расстраивало. Это была моя норма жизни. Ну подумаешь, родители все время в театре, а у кого-то все время на заводе, ну и что?!
Ольга Васильевна Равицкая, народная артистка Украины
И.Р.: Что мы вместе с моей женой Олей дали Антону с лихвой так это свободу. Мы никогда не препятствовали ему и всегда верили всему, что он говорил. Мы не надоедали и не опекали. Все мое воспитание заключалось в том, что я мог поддержать, когда это было необходимо, но опекать - никогда. Моя схема поведения в семье и на работе - бросаешь в воду и смотришь, выплывет ли. За это я немного чувствую вину и перед сыновьями, и перед артистами театра, но ничего не могу поделать. На мой взгляд, чтобы тебе не говорили, пока сам не поймешь, не поверишь.
Роман, Ольга и Антон Равицкие.
А.Р.: Да, у нас в семье отец не учит, он делится опытом! Точно могу сказать, что благодаря родителям я буду демократичным папой. Именно потому, что на меня никогда не давили и не допрашивали. Помню, что родители приходили домой из театра поздно вечером и конечно, им уже было не до моей учебы. Но зато, если у отца был выходной, мы проводили его вместе. Папа называл это романтическими выходами на природу: мы гуляли возле моря, обедали в кафе, отец даже пытался приучить меня к спорту. Все было настолько здорово, что ощущения будто тебя забыли, я никогда не испытывал. Хотя я понимаю, что я второй сын и мне, возможно, повезло чуть больше. Как-то мы с братом даже шутили о том, что он - тренировочный ребенок. Я ему жаловался: «Ромка, они за мной следят, они обо мне беспокоятся, туда не ходи, сюда не ходи…». А он отвечает: «Это они просто на мне поняли! В отличие от тебя, я туда пошел!».
В одесском украинском театре нас было несколько ребят детей актеров одного возраста, такой детский театральный междусобойчик. Мы знали, как открываются двери во всем театре, знали что где лежит и были предоставлены сами себе. Сами за собой следили и в тоже время друг друга поддерживали.
И.Р.: Но, кстати, никто из них не выбрал театральную профессию.
Антон Равицкий на монтаже программы.
А.Р.: Мы попали в тяжелый период, росли в 90-е, когда театр выживал на энтузиазме. Но, не смотря на это, в детстве, у меня было желание пойти по родительским стопам. И до сих пор в глубине души я верю, что когда мне будет 35 лет и у меня будет собственное дело, я, уверенный в себе, поступлю на режиссерский и поставлю такой спектакль, что отец посмотрит и скажет - хорошо. Но это желание пока что очень глубоко. Хотя был период, когда я ушел с третьего курса политологии, чтобы поступить в театральный. Я сделал это не потому что хотел стать актером, а потому, что хотел проверить действительно ли я не хочу быть актером или просто боюсь попробовать. Я попробовал и понял - это не мое. А вот старший брат Ромка поступил и сейчас играет в Киевском театре.
Антон Равицкий и Владимир Комаров, бывший участник "Маски-шоу".
И.Р.: Честно говоря, я немного отстраненно вел себя, когда сыновья выбирали профессию. Я не давал им советов и уж тем более, не пытался их к чему-то подтолкнуть, потому что считаю, что человек должен сам сделать выбор. Идея Антона о режиссерском опыте в 35 лет, кажется мне вполне здоровой. Сам я в 17 лет по предложению отца поступил на режиссерский (я собирался на актерский факультет, но отец сказал, что сможешь стать режиссером, станешь и актером). Молодой, сразу после школы, не имея первого высшего образования, я поначалу вообще ничего не понимал. И только после 10 лет работы в театре, я понял суть профессии.
И, тем не менее, я рад, что так сложилось, потому что ко всему пришел сам. Когда я заканчивал учебу, мой отец хотел взять меня к себе на работу, но я сказал нет, с отцом в одном театре - никогда. Ведь если поставишь хороший спектакль, все будут говорить: это не он поставил, а его отец. Поставишь плохой - он настолько бездарен, что даже отец не смог его спасти. Я решил поехать в маленький городок и если там стану на ноги, значит буду режиссером. И уехал в маленький областной центр Сумы.
Равицкие в компании друзей.
А. Р.: Пожалуй, самое главное чему научил меня отец - ты сам за себя отвечаешь. Научил своим личным примером. Он никогда не оправдывался и ни за кем не прятался. Всегда мог откровенно сказать: «Я так сделал, потому что я так решил».
И.Р.: Хорошо, что так получилось, хотя сделал я это неосознанно, интуитивно. Я скорее за театром следил, как за ребенком. Все мои нравоучения и весь родительский надзор, который должны были уйти в Антона, ушли в театр - это мой самый старший сын. Такова судьба большинства артистов.