текст: Екатерина Чинарова,
педагог, Австралия
Всякий раз, когда в разговоре речь заходит о воспитании мальчиков и девочек, мне вспоминается старый анекдот про счастливого отца, который стоит под окнами роддома в ожидании первенца. "Мальчик?" - кричит папаша. "Нет" - улыбаясь, отвечает жена. "А кто?" - отец застывает в недоумении. Пример, конечно, совершенно сексисткий, но мне, как девочке, почему-то запомнился.
Мужчины и женщины разные. Это мы знаем не только благодаря Джону Грею, подарившему миру "Мужчин с Марса, женщин - с Венеры". С самого рождения детей явственно маркируют: новорожденные девочки получают (за редким исключением) розовую ленточку, розовые наряды и кукол в подарок, мальчики - голубую юниформу, солдатиков и футбольные мячи.
Родственники и друзья, навещающие маму с младенцем, хотят, прежде всего, знать, кто это: мальчик или девочка? И, получив ответ, ведут себя с малышом по-разному, в зависимости от пола новорожденного. С девочками обычно "сюсюкают" и "нежничают", называя их маленькими чудами и принцессами, с мальчиками - говорят громко, хвалят их рост и размер (Вот богатырь!) и подбрасывают в воздух.
Пол детей влияет на наши ожидания, мы неизбежно проецируем на детей гендерные стереотипы. Гендерно тенденциозный (как, впрочем, большинство из нас) детский писатель Маршак предлагал свою версию половых различий: мальчики сделаны из лягушек и ракушек, а девочки - из пирожных и сластей всевозможных.
В детских садах, в которых я бываю, девчонки маркируются розово-фиолетовым, а мальчишки - синим, черным и зеленым.
Маркетологи производителей игрушек довели девичью любовь к розовой гамме до абсурда: трудно купить девочке что-то не розовое и не в цветочек, в нынешних магазинах вообще непросто найти гендерно-нейтральные игрушки.
Дети - невероятно талантливые детективы пола. Они присматриваются к миру и к людям в поисках "ключей" гендерной идентификации, принадлежности к "своим", своей группе. Мой сын двух с половиной лет от роду, едва научившись говорить, заявил : «Я музик!».
Как подтверждают многочисленные исследования, уже в три года дети прекрасно знают, кто они - мальчики или девочки, а к пяти уже снабжены целым набором гендерных стереотипов (не всегда корректных). Так, я неоднократно проводила неформальные интервью на тему половых различий среди 4-5-леток. Оказывалось, что каждый из них знает, к какому полу принадлежит. Девочки, по мнению детей, это те, у кого, цитирую "есть ресницы", кто "носит розовые платья" и "длинные волосы". Попытка показать ресницы у мальчика вызывает минутное замешательство, которое быстро проходит. Короткая стрижка, юный вид, джинсы и худоба частенько вызывают сомнения у детей в моей "женственности". Стоит отрастить волосы и начать носить сережки, вопросы о том, мальчик я или девочка, почему-то отпадают.
Унисекс?
В любой группе детей находятся девочки - сорванцы, предпочитающие носиться с мальчишками и игнорирующие девчачьи компании и мальчики, которым нравятся куклы, платья и "домашний уголок".
У меня тоже есть свой скелет в шкафу: в возрасте пяти и шести лет я называла себе не иначе, как "Яшка - красный рубашка" и по такому поводу носила красные шорты, очень мечтала попасть в армию, лазила по деревьям и заборам, сбивала коленки и каталась на мальчишеском велосипеде. Лет до семи я свято верила, что быть девчонкой - наказание божье, и мальчишки куда круче, ведь им можно все. Однако выросла, вышла замуж, родила ребенка, полюбила платья и бижутерию. Люблю экстремальный спорт, вожу машину, и путешествую в одиночку. Но сегодня этим мало кого удивишь.
Меня никогда не дразнили, хотя страстные разговоры про армию заставляли чужих мам морщить носик. Девочек, лазающих по заборам, в камуфляжных брюках, общество, вообще, принимает проще и легче, чем мальчиков, нарушающих границы пола. Попытки мальчиков наряжаться в юбки жестко высмеиваются и подавляются, таких детей дразнят.
Вдохновясь идеями деконструктивизма, равенства полов и эгалитаризма (от "эгалите" - равенство), в шведском Стокгольме открылся необычный детский сад Egalia. Учителя стараются не употреблять местоимения, указывающие на принадлежность к полу - он, она. Ко всем детям, посещающим школу, обращаются как к "друзьям". В саду специально подготовленная среда: мебель, книги, игрушки - все нейтрально и рассчитано на то, чтобы разбивать привычные гендерные стереотипы.
Согласно Мишелю Фуко, стуктурализм описывает мир через структуры и системы, которые универсальны для всех. Однако поструктурализм утверждает, что у каждого своя правда, отношения между людьми комплексные и не сводятся к шаблонам. Фуко вводит понятие "дискурса", под которым он понимает социально-сконструированные идеи, практики, ценности и убеждения. Как верят постструктуралисты, в мире много дискурсов. Поструктуралисты оспаривают существование некоего универсального ребенка, и, как следствие, некой стандартной девочки или стандартного мальчика.
Пара из Канады всерьез задумались над идеями эгалитаризма и растят ребенка "бесполым". Нет, пол у Storm, конечно же, есть, но его тщательно скрывают, предлагая малышу/малышке самостоятельно принять решение, к какому полу он принадлежит. К слову, ребенку несколько месяцев от роду. У Storm есть старшие братья, и родители попросили их также держать пол ребенка в секрете.
Идея растить детей в вакууме просто смешна, даже в наше безумное время, когда различия сильно стираются. Да, женщины носят брюки и работают, а мужчины ухаживают за собой в спа и делают маникюр. Однако, куда деться от данных исследований немецкого ученого Гантера Дюрнера, доказавшего, что у природы своя программа, и согласно этой программе пол определяется на шестой - восьмой неделе после зачатия. 90% женщин "запрограммированы" на женское поведение, и 90 % мужчин - на мужское. Мужской мозг в среднем на 10 % больше женского (речь идет о физиологии, а не об интеллекте), в женском мозге больше синапсисов или связей между нейронами.
Борцы с гендерными мельницами
Зачем же родители Сторм растят его\ ее бесполым? Они считают, что гендерные стереотипы наносят серьезный ущерб психике ребенка и мешают его самореализации. Мне же, как матери и учителю, любопытно, как канадцы будут социализировать ребенка и как, собственно, произойдет выбор пола?
Не лишат ли родители-экспериментаторы ребенка радости в три года гордо заявить "я музик!". Даже если родителям Сторм удастся привить уравнительские стандарты и модели поведения, это еще не значит, что общество и сверстники поддержат идеи нейтрального воспитания.
Давать мальчикам возможность играть с куклами, плакать, потому что это нормально, а девочкам - лазить по заборам, пробовать себя в спорте и математике, на мой взгляд, просто необходимо. Потому что здесь речь идет о принципе равенства. Больше выбора в игрушках и играх - больше возможностей для развития. Но является ли пол чем-то, что мы выбираем? Различия между мужским и женским мозгом, телом и психикой определенно существуют. Иначе, как же объяснить мой хронический топографический кретинизм.