текст: Елена Найданова
фото из архива Жанны Пырчиной
Жанна Пырчина - преподаватель детского сада в Нью Джерси, США. До своего перезда в Америку, она проработала четыре года в Японии в спецшколе для детей от 0 до 6 лет. Жанна поделилась с "Летидором" своими наблюдениями о той разнице, которая есть между дошкольным образованием этих двух стран. Как оказалось, в Японии нет прикорма, дети нацелены на коллективную работу, а проблема нехватки мест в детсаду стоит также остро, как и в России. В Америке весь персонал должен сдать отпечатки пальцев и уметь оказывать первую медицинскую помощь, а дети нацелены на индивидуальный успех.
Япония: дисциплина и семейные ценности
Жанна закончила факультет международных отношений Томского государственного университета и переехала в Киото, один из крупнейших городов Японии, в 2006 году:
- Я рассчитывала найти работу в офисе, но это оказалось непросто, мои знания оказались востребованы в дошкольном учреждении с программой обучения на английском. В весьма однородной Японии, где примерно 97 % населения страны - японцы, говорящие только на японском, знание английского языка ценится очень высоко; большинство образовательных учреждений нанимает преподавателей-иностранцев для познавания и внедрения иностранной, в основном Западной культуры, и обучению детей английскому языку. В школе, где я работала, обучаются дети от полугода до 6 лет, мы общались с детьми только на английском.
В Японии существуют несколько типов дошкольных учреждений, частные и государственные, функционирующие полный и неполный рабочий день. Проблема нехватки мест в детских садах и листы ожидания являются одной из норм современной действительности в Японии.
Стоимость услуг государственных дошкольных учреждений расчитывается на основе дохода семьи и значительно отличается от частных детских садов. Например, месяц пребывания ребёнка в первых может варьироваться от 100 до 300 долларов, в то время как в частных стоимость может доходить до 1000 до 1500 долларов. При этом все выездные мероприятия и экскурсии оплачиваются отдельно.
Все четыре года я работала основным преподавателем в группе детей от года до трех лет. Комфортные условия, большие помещения, сбалансированное соотношение преподавателей и детей (в зависимости от возраста 3-5 детей на одного взрослого), наличие помощников и ассистентов, удобное расписание и разнообразные мероприятия позволяют сосредоточиться на учебном процессе и достичь высоких результатов с точки зрения дисциплины.
Образовательная программа была очень насыщенной, в игровой форме мы изучали окружающий мир, цвета, формы, цифры, буквы, дни недели и прочее, использовали систему карточек Домана. Так же дети занимались музыкой, спортом, познавали основы театрального мастерства. Большой упор делался на язык жестов, помогающий развить моторику рук и способствующий развитию речи. Например, невербальные дети 1 года могут показать, что хотят кушать или спать, сообщить о боли и дискомфорте, показать, где болит.
Каждый месяц на всешкольном собрании мы с детьми организовали выступление: пели песни или танцевали. Однажды ставили танец чукчей под песню "Увезу тебя я в тундру", шили национальные костюмы, на репетиции ушло пару месяцев, но почти все танцоры двигались синхронно.
Надо сказать, что японские дети очень организованы и дисциплинированы благодаря коллективной или групповой организации всего общества. Как правило, они спокойны и послушны. Сложно представить малыша, который бы устроил публичную истерику, при всем при этом родители не повышают голос и не шлепают своих детей.
В Японии роль семьи очень высоко ценится. Связь между матерью и ребенком очень сильна, так как до самой начальной школы они находятся в тесном физическом и психологическом взаимодействии. К примеру, традиционно вся семья принимает ванну вместе и спит в одном помещении. Дети настолько любят и уважают своих родителей, что просто не хотят их огорчать капризами или дурным поведением. Также дети с младенчества привыкают жить в обществе и по его законам. Матери везде берут с собой новорожденных детей, например в ресторан, где созданы все условия для комфорта: на каждом шагу чистейшие туалеты, в которых есть средства детской гигиены, пеленальный столик, место для кормления.
Статус преподавателя в японском обществе очень высок. Преподаватель уважаем и детьми, и взрослыми. Родители выражают наивысшую степень почтения при обращении, никогда не противоречат и частенько приносят какие-нибудь мелкие подарки, угощения или сувениры. Также работа педагогов достойно оплачивается, особенно по сравнению с Россией.
В школе, где я работалa, во всех помещениях были установлены камеры видеонаблюдения. Родители или руководители всегда имеют возможность посмотреть, что делают дети и преподаватель. В последние годы в Японии, как и в других странах, возникает проблема распространения незаконной фото- и видео съемки детей, но официально она не озвучивается. Детей пытаются законодательно оградить от излишнего внимания. Например, в дошкольных учреждениях запрещено фотографировать и распространять фото- и видео чужих детей без разрешения родителей.
Педагоги в школах и детских садах не имеют права носить при себе мобильный телефон, чтобы так же исключить возможность незаконной фото или видеосъемки.
Япония богата на красивые традиции и праздники, которые являются неотъемлемой частью образовательного процесса и общественной жизни. Многочисленные фестивали посвящены природе и сезонным изменениям. Новые год характеризует новые планы и ожидания, японцы украшают дом ветками сосны и бамбуком, готовят специальные угощения, одевают праздничные кимоно и отправляются в храмы и парки. В период цветения вишни (сакуры) в марте-апреле любоваться этим зрелищем отправляются всей семьей, расположившись под цветущими деревьями и угощаясь принесенными лакомствами, дети играют вокруг.
Летний фестиваль звезд Танабата основан на легенде о влюбленных Орихимэ и Хикобо́си (Пастух и Ткачиха), разлученных навеки небесной рекой. Звезды Вега и Альтаир, находяшиеся по обе стороны Млечного пути, олицетворяют влюбленных и встречаются каждый год в седьмую ночь седьмого месяца. В день 7 июля японцы записывают свои желания на кусочках цветной бумаги и украшают ими ветки бамбука. Многие одевают летнее кимоно и участвуют в парадах и праздничных мероприятиях: поют песни и танцуют. Осенью японцы отправляются любоваться осенними листьями, что завершает годовой цикл.
Известно, что японские дети очень здоровы и продолжительность жизни в Японии - одна из самых высоких в мире. Одним из факторов, способствующих этому, является образ жизни и питание. В Японии не существует понятия "прикорма" для детей как такового - с грудного или искусственного вскармливания детей переводят сразу на взрослую пищу. Продукты не измельчают, не протирают.
Дети, как и взрослые, питаются в основном рисом, рыбой, бобовыми, овощами и фруктами. Вместо привычной каши на завтрак детям предлагают набор блюд, больше похожий на русский обед. Однако, несмотря на незначительные показатели, в последние годы в Японии стала появляться проблема ожирения по причине неправильного питания и распространения фастфуда. Среди младших школьников стали появляться полные дети.
Большое отличие от других стран в Японии существует в отношении здоровья, лекарств и лечения детей. Например, детей не кутают, как в России, а одевают легко. Часто можно видеть картину, когда мама идет в куртке и шапке, а ребенок в легкой кофточке и шортиках. При этом дети редко болеют, и если у них появляется насморк или кашель, родители не торопятся давать им лекарства, только в случае, если болезнь осложняется.
Несмотря на то, что в Японии традиционно сильна связь поколений, современная семья (родители-дети), в основном живет отдельно от бабушек и дедушек, которые проводят некоторое время с внуками, но не вмешиваются в их жизнь, не навязывают свое мнение.
Так как японки часто полностью прекращают работать с появлением детей и все время посвящают семье, услуги нянь не популярны - в отличие от США, где услуги нянь очень распространены.
Америка: индивидуализм и много мучного
Дошкольное образование в Америке очень отличается от японского. В первую очередь нужно отметить однородность общества в Японии, где доходы в разных слоях общества отличаются незначительно. В американской системе разница между малоимущими слоями населения и людей с высоким достатком огромна. Это создает всевозможные вариации в развитии дошкольного образования. В США есть частные и государственные детские сады и центры ухода за детьми.
Большинство детей с младенческого возраста до 3 лет посещают частные учреждения, больше половины детей трех- пяти лет посещают государственные детские сады со стандартной программой обучения. Последний год от пяти до шести лет дети занимаются подготовкой к школе: посещают уроки, выполняют домашние задания и усовершенствуют знания и умения в языках, математике, общественных и естественных науках.
Стоимость обучения на прямую зависит от качества, определяющегося уровнем образования педагогов (чем выше степень подготовки преподавателя, тем лучше), от соотношения преподавателей на число детей (чем меньше детей под опекой одного взрослого, тем больше времени посвящается каждому конкретному ребенку), и наличия программ развития и ресурсов (чем разнообразнее и интереснее программы, чем больше материалов, книг и игрушек, тем полезнее для умственного и социального развития дошкольников). В зависимости от штата и населенного пункта, количества часов и качества оплата в детских садах может начинаться от 100 долларов и достигать двух и более тысяч долларов в месяц.
Американская система поощряет воспитание детей в детсадах и яслях, которые очень востребованы родителями, так как оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком - 3 месяца, по окончании которого большинство родителей выходит на работу на полный рабочий день.
В США (регион Нью-Йорк - Нью Джерси) я работала в небольшом частном дошкольном учреждении, где основная задача преподавателя или скорее воспитателя - присмотр и уход за детьми (кормление, смена одежды, подгузников, прогулки, сончас, игры, песни и чтение книг). В таком мегаполисе, как Нью-Йорк, очень часто бывает, что нет собтсвенной территории для прогулок и дети посещают соседние парки и игровые площадки.
Значительно отличаются подходы воспитания детей в Японии и Америке. В Японии детей воспитывают, ориентируя на коллектив, успех в команде и сохранения накопленных знаний. А в США, наоборот, поощряется успех конкретного индивидуума, уверенность в себе и стремление к новому. Например, во время празднования Рождества и Хануки в американском детсаду дети исполняли свои задания и расходились, занимаясь личными делами, не слушая выступления друг друга.
В США большое значение отдается соответствию стандартов, разработанных с учетом потребностей каждого конкретного штата - уровню образования и подготовки преподавателя, соотношению взрослых и детей в группе, отсутствию любой дискриминации и вовлечения всех групп населения в образовательный процесс, то есть детей со специальными потребностями (инвалидов, малоимущих, социально и эмоционально неразвитых).
Программы видео-наблюдения распространены повсеместно. Для того, чтобы приступить к деятельности в детсаду, весь персонал должен предоставить отпечатки пальцев, гарантирующие отсутствие правонарушений и судимостей. Сертификация по оказанию первой медицинской помощи и сердечно-легочной реанимации обязательна, также как и проверка здоровья и соответствование санитарно-эпидемиологическим нормам.
Большая разница наблюдается в американских и японских правилах и нормах гигиены и здоровья. В Японии смена обуви в любом дошкольном учреждении обязательна, однако в Америке это просто не предусмотрено. Питание американского дошкольника резко отличается от питания его японского сверстника. Младенцы начинают с "прикорма" и пюре, постепенно переходя на каши, хлопья, супы, молочную продукцию и бутерброды, и продолжая всевозможными макаронными изделиями и мясными продуктами. В Японии дети с раннего возраста начинают пить зеленый чай и травяные напитки, однако в Америке дети пьют воду и молоко.
По моим наблюдениям, статус воспитателя в США невысок, так же как и вознаграждение труда (относительно общей экономической картины и уровня жизни). В связи с большим спросом на частные дошкольные учреждения и наличием прозрачной системы регистрации и стандартизации этих учреждений, я почувствовала, что открыть детский сад в этой стране довольно перспективно.
Читайте также:
Сядьте на пол Школа и продленка по-французски Швейцарский бэби-бум: быть мамой в Цюрихе С ребенком в Таиланде: дорогая школа, дешевая еда