В моем детстве самое значительное и почетное место в большой комнате занимал Его Величество Книжный Шкаф.
Он был в половину длины стены и до потолка.
Шкаф, конечно, это условное название. Дверок не было - были стелажи сколоченные папой - бесчисленное количество полок. До сих пор я могу закрыть глаза и сказать где стояла "Дикая Собака Динго", где Толстой, где "Лунный камень" Коллинза, а где Бхагавадгита:)
Были и собрания сочинений - весь Жюль Верн, Майн Рид, маленькие толстенькие сборники поэтов серебряного века...
Это было моё самое любимое и загадочное место - под настенным светильником-тюльпанчиком, в уголке у шкафа. Сложно сказать к какому возрасту я прочитала ВСЁ. Но до 15 лет - точно.
Я читала выборочно и подряд, одно за другим: детские, юношеские, взрослые, научно-популярные и исторические, художественные и фантастику. На кухне, за столом, под одеялом и в ванной. В школу брала книги и читала на скучных уроках (помните откидную крышку на парте?).
Многие - по несколько раз.
"Карлсон" у меня был весь измазан гранатом и грейпфрутом, а "Овод" в пятнах слез.
Где-то ближе к 14-ти годам в дебрях Шкафа была найдена распечатанная "на коленке" Камасутра и тоже проглочена - без особого, впрочем, интереса. Так, из любопытства.
В общем и целом я благодаря родителям была очень и очень не по годам начитанной юной леди, имевшей свое мнение по любому вопросу.
Учителя литературы в разных (четырех, если что!) школах либо вешались либо аплодировали стоя. Сочинений на "4" у меня не было. Никогда.
Единственный раз, попытка плагиата (бессовестно содрала описание заката на море у любимого Грина) в четвертом классе - прошла не замеченной!
Часто я даже удостаивалась отдельных записей на полях тетрадки, навроде "С претензией!", или "Очень смело!"
С выпускным сочинением в 11-м классе мне невероятно подфартило - последней в списке была тема, которую никто и никогда не брал: "Анализ творчества поэта-современника" , нужны были примеры и много. Я написала про Юнну Мориц, благо обожала и цитировала наизусть. У комиссии был шок.
Это было предисловие.
К чему я это всё?
В этом году я внезапно поняла, что мой старшенький не любит читать. На носу 10 лет, а количество прочитанных книг очень небольшое. Не сказать, чтобы совсем маленькое.
А главное - у нет тяги к чтению. И это меня расстраивает и удивляет одновременно. Он очень любознательный, вопросов много задает на разные темы, мы часто обсуждаем то одну то другую историческую эпоху, явление или событие. Муж тоже читает запоем и с удовольствием.
Хотя чему тут удивляться, правда? В веке компьютеров, айпадов, 3D-телевизоров и вконтакта и wi-fi...
- И вы хотите чтобы он ещё и читал???
Короче решила ситуацию менять и в корне.
Нужно сделать так, чтобы:
1. сам процесс чтения был легким и не занимал много времени - увеличить скорость чтения.
2. затягивало. Чтобы читал не "N-количество страниц или глав", а сам, покуда интересно и не надоест/захочется сменить занятие - основательный выбор книг.
3. было интересно - в соответствии с возрастом и увлечениями - последовательность и наличие четкого плана чтения с обязательной корректировкой.
4. умение обращаться с бумажными книгами - покуда есть возможность НЕ переводить на электронную книгу. Это будет следующий этап.
5. Самое главное на мой взгляд.
Делиться впечатлениями от прочитанного, отвечать на вопросы, вступать в дискуссии. То есть максимально родителям принимать участие в обсуждении. Чтобы не прочитал и забыл, а возможность обдумать, переварить, примерить на себя.
В следующий раз поделюсь перечнем книг, запланированных на этот год. Выбирала специально для мальчика, 10 лет.
На сегодня прочитал две:
Э. Кестнер "Эмиль и сыщики"
Ю. Томин "Шел по городу волшебник"
Следующими по плану - несколько рассказов О'Генри (начиная естественно с "Вождя Краснокожих"), потом А.Линдгрен "Приключения Калле Блумквиста"
Буду признательна всем, особенно мамам и особенно мальчиков за мысли по этому поводу!
Posted via
LiveJournal app for iPhone.