Apr 29, 2008 15:52
10 вопросов Владимиру Фейертагу
Джазовому критику с большой Ф, конферансье, человеку, который открыл первый ДоДж и благополучно открывал последующие
Что ты делаешь в Донецке?
Слушаю джаз. И вхожу в жюри конкурса, чтобы знать, какие новые имена появляются в ближайших странах.
И какие имена появились в близлежащих странах?
Все мне перечислить очень трудно, потому что я могу ненароком кого-нибудь обидеть, не упомянув. Я скажу так: здесь господствуют три школы. Первая - московская, государственная академия музыки, вторая - ростовская, со стороны ростовской академии имени Рахманинова и третья - всеукраинская. То есть киевские, харьковские музыканты. И соревнование ведется на этом уровне. К нам пока не доезжают европейские музыканты - им это не надо, и нам они тоже будут мешать - мы смотрим только свои кадры, на которые сможем опереться потом.
Расскажи о юношеских биг-бендах в России.
Таких по определению нет, есть детские учебные оркестры, как, например, при московской академии музыки - оркестр под управлением Анатолия Кролла. Он учит людей правильной стилистике, ансамблевой игре. То же самое делает Виктор Басюк в Киеве. В Ростове - Андрей Мащенко, воспитанник Украины. Не во всех городах есть педагоги, которые могут учить. Европейцы выходят из этого положения очень просто: приглашают американских мэтров и те ведут курсы. У нас же преподают свои - самоучки или учившиеся до этого. Вот и все. Разница только в этом.
А что скажешь о случаях с точностью до наоборот, как, например, Михаил Альперин который преподает в норвежской столичной академии?
Альперин - музыкант уровня европейской звезды. Такого класса. В отличие от Швеции или Дании Норвегия похвастаться музыкальными кадрами не может. Подготовить молодое поколение должен человек, который имеет международный джазовый опыт. По сути, он должен быть не только педагог, но и философ. Альперин - и философ и прекрасный педагог. Он может объяснить, что надо. Я думаю, что он на своем месте.
(Фотограф ищет нужный ракурс Фейертага, к нему внезапно подходит администрация и громко заявляет, что снимать нельзя: при малейшей фотовспышке выстрелят снайперы с крыши соседнего дома и убьют обязательно. Ибо мимо проезжает президент).
Ты часто шутишь во время концертов. Какой джазовый курьез сможешь сейчас вспомнить? Может быть в рамках ДоДжа…
В ДоДже нет курьезов, в ДоДже все серьезно… Поскольку на повестке дня у нас президент, поговорим о Казахстане. Президент должен был прийти на концерт. А меры были такие же, как у вас сейчас… (уходящим в дверь ректору Вячеславу Воеводину и пианисту Анатолию Лозовскому: Не ходите туда! Там Ющенко - и он вас замочит!). А главное, дело было в августе, и когда я стал расспрашивать, что и где, мне сказали, что фестиваль будет проходить на улице. Я оделся во все светлое. И меня спросили: а черный костюм у Вас есть? Нет, говорю. А нельзя при президенте в светлом! - отвечают. Почему? Нельзя, при президенте все должны быть только в черном. Утром ко мне пришли человек восемь портных, сразу сшили фрачную пару, заставили одеть. Обыскали три раза. Вынесли на сцену и… президент не пришел. А костюм, говорят, можете везти с собой в Петербург. Это вам подарок. Я говорю, если бы президент пришел, то отобрали бы? Не знаем, говорят, может быть.
Твоя самая большая жизненная авантюра?
Джаз. Все это авантюра.
Что ты делал десять лет назад?
Это какой был год? Девяносто восьмой? Переживал дефолт. Терял деньги.
В каком времени и месте ты хотел бы оказаться?
История не знает сослагательного наклонения. Не знаю. Наверное, я бы все повторил. По молодости делаешь обязательно одни и те же глупости и их надо повторить, иначе жизни нет. Потом начинаешь соображать, что можно было бы все сделать иначе, но об этом думать так сладко! А еще слаще жить, как живешь.
Если бы ты не был музыкальным ведущим, кем бы ты смог стать?
Я не думаю, что в какой-нибудь еще стране, кроме нашей, есть профессия музыкального ведущего. Понимаете, просветительство у нас сидит в крови, в России, да и в Украине, в Белоруссии в той же… Вспомните, сколько было у нас в истории просветителей. Перед тем, как напечатать какую-нибудь книгу иностранного автора, писали предисловие нашего (долгая пауза) человека. Перед концертом симфонической музыки выходил конферансье и говорил, мол, знаете, Гайдн был хорошим человеком, та-та-та, мечтал о социализме. Вот на этой чуши моя профессия оказалась востребованной тогда и совершенно не востребована сейчас. Моя основная работа: я что-то пишу и лениво преподаю, так как студенты лениво учатся. Слушаю джаз и делаю радиопередачи. Мне повезло, я родился в стране, где слово ценилось и ему верили больше, чем факту музыки.