В каждой картине - чудо. Выпуск 3.

Mar 28, 2015 00:13

Алексей Гаврилович Венецианов. «На пашне. Весна». Первая половина 1820-х годов. ГТГ
Чудесная маленькая «Весна» Венецианова (всего лишь 51,2 см на 65,5 см) - очень красива. Всмотритесь. Она изящна, благородна по цвету - выдержана в светлых тонах, подёрнута будто бы золотой дымкой… Нежна и легка живопись, полупрозрачна.
Почему? Почему бытовая крестьянская зарисовка столь изысканна?
Потому что эта картина про богиню.
«Какая же это богиня?» - возможно, спросят ваши дети. «Крестьянка обычная».
Какая? Богиня плодородия, Мать-земля, Флора (большой привет Боттичелли!.. чрезвычайно, кстати, любопытно, видел ли Венецианов «Примаверу»)…
«Что ж в ней божественного?» - удивятся ваши пытливые юные искусствоведы.
«Да буквально всё!» - восторженно воскликните вы.
Масштаб и пропорции - она выше коней.
Поступь - она парит (совсем как персонажи «Примаверы» Боттичелли и святые на русских иконах, особенно ярославской школы).
Одежда - она в нарядном и изящном сарафане, праздничном головном уборе, вряд ли подходящих для пахотных работ.
Характер - грация и достоинство, спокойствие и величавость.
И даже ребёнок, на которого с нежностью смотрит наша богиня, сидит практически голой попой на сырой земле, доказывая тем самым своё божественное происхождение.
Алексей Гаврилович был большой молодец. Новатор, в общем-то. Потому что одним из первых в живописи обратился к крестьянскому быту и к русскому пейзажу средней полосы, открывая в романтической манере его прелесть, очень искренно, прочувствовано и с большой нежностью. Превращая обычных крестьянок в богинь.

Большого вам эстетического удовольствия!

Ваша Оля Айзенберг


детям об искусстве, статьи, история искусств, в каждой картине - чудо

Previous post Next post
Up