В каждой картине - чудо. Выпуск 2.

Mar 18, 2015 00:26


Антонелло да Мессина. Святой Иероним в келье. 1475

Эта картина удивительная. Ничего подобного в Италии второй половины 15 века не было написано. Прежде всего потому, что писал её итальянский художник «по-нидерландски». Встретившись, итальянская и нидерландская традиции создали настоящее чудо. Где и благодаря кому Антонелло да Мессина познакомился с нидерландской живописью, в искусствоведении существует несколько версий, но не о них мы хотим сейчас поговорить.

Чудесен мир, созданный Антонелло. Он как волшебная шкатулка, открывая которую, обнаруживаешь следующую. Но мы в данном случае двигаемся изнутри, из самой маленькой шкатулки - потому что центром этой «вселенной» является кабинет Святого Иеронима. В нём царит порядок и уют: аккуратно разложенные книги, полотенце, ключ на гвоздике, горшки с цветами, сброшенные туфли и непременная красная шляпа, лежащая на скамье. Даже котёнок уютно устроился рядом с учёным.
Весь предметный мир в картине невероятно вещественен, конкретен, почти тактилен. Все эти вещи - очень "обаятельны" Смайлик «smile»
Дальше мы движемся от центра к периферии и оказываемся в удивительном пространстве. Как в «Алисе» Кэролла - «очень странное место»… Храм - не храм, покои - не покои, и то, и другое, и ещё что-то третье одновременно. Но по нему спокойно прогуливается вечный приятель Иеронима - лев, и даже, кажется, слышен цокот его когтей по плиточному полу, гулким эхом разносящийся по залу, напоминающему неф готического собора. И сразу же это пространство тоже становится обжитым, освоенным, несущим покой и гармонию, столь необходимые в работе Святого Иеронима.
Но можно шагнуть и на следующую ступень: выглянуть из окон… А там - райские пейзажи с парками, фонтанами, зелеными горами на горизонте...
Но и это ещё не всё. Нагулявшись по залам и вернувшись, мы обнаруживаем, что всё это пространство раскрывается непосредственно в наш мир, мир зрителя. Картина обрамлена аркой (кстати, чудом держащейся, ибо Антонелло оставил её без замкового камня) и бордюром на переднем плане, что создает иллюзию стенного проема.
И тогда мы с вами понимаем, что сами оказываемся в той самой наружней шкатулке этого сложного устройства…
Какие всё же удивительные игры затевают со своими зрителями гениальные художники всех времен!..

Большого вам эстетического удовольствия!

Ваша Оля Айзенберг



детям об искусстве, статьи, история искусств, в каждой картине - чудо

Previous post Next post
Up