Антонелло да Мессина. Святой Иероним в келье. 1475
Эта картина удивительная. Ничего подобного в Италии второй половины 15 века не было написано. Прежде всего потому, что писал её итальянский художник «по-нидерландски». Встретившись, итальянская и нидерландская традиции создали настоящее чудо. Где и благодаря кому Антонелло да Мессина познакомился с нидерландской живописью, в искусствоведении существует несколько версий, но не о них мы хотим сейчас поговорить.
Чудесен мир, созданный Антонелло. Он как волшебная шкатулка, открывая которую, обнаруживаешь следующую. Но мы в данном случае двигаемся изнутри, из самой маленькой шкатулки - потому что центром этой «вселенной» является кабинет Святого Иеронима. В нём царит порядок и уют: аккуратно разложенные книги, полотенце, ключ на гвоздике, горшки с цветами, сброшенные туфли и непременная красная шляпа, лежащая на скамье. Даже котёнок уютно устроился рядом с учёным.
Весь предметный мир в картине невероятно вещественен, конкретен, почти тактилен. Все эти вещи - очень "обаятельны" Смайлик «smile»
Дальше мы движемся от центра к периферии и оказываемся в удивительном пространстве. Как в «Алисе» Кэролла - «очень странное место»… Храм - не храм, покои - не покои, и то, и другое, и ещё что-то третье одновременно. Но по нему спокойно прогуливается вечный приятель Иеронима - лев, и даже, кажется, слышен цокот его когтей по плиточному полу, гулким эхом разносящийся по залу, напоминающему неф готического собора. И сразу же это пространство тоже становится обжитым, освоенным, несущим покой и гармонию, столь необходимые в работе Святого Иеронима.
Но можно шагнуть и на следующую ступень: выглянуть из окон… А там - райские пейзажи с парками, фонтанами, зелеными горами на горизонте...
Но и это ещё не всё. Нагулявшись по залам и вернувшись, мы обнаруживаем, что всё это пространство раскрывается непосредственно в наш мир, мир зрителя. Картина обрамлена аркой (кстати, чудом держащейся, ибо Антонелло оставил её без замкового камня) и бордюром на переднем плане, что создает иллюзию стенного проема.
И тогда мы с вами понимаем, что сами оказываемся в той самой наружней шкатулке этого сложного устройства…
Какие всё же удивительные игры затевают со своими зрителями гениальные художники всех времен!..
Большого вам эстетического удовольствия!
Ваша Оля Айзенберг