До начала 90-х годов 20 века ландшафт мировой гражданской авиации был однообразен. Ны рынке присутствовало множество независимых авиакомпаний, конкурировавших друг с другом.
Начиная с 90-х годов на этом ровном поле появляется новый класс авиакомпаний - бюджетные авиакомпании, или лоукостеры. В отличие от классических полносервисных авиакомпаний, лоукостеры предлагают низкие цены на авиабилеты в обмен на минимальный сервис, удалённые аэропорты и не самоё удачное время полёта. Низкие цены обеспечили этим авиакомпаниям ошеломляющий успех и серьёзную долю на мировом авиарынке.
В 1997 году, в эпоху глобализации, на рынке появляется ещё один новый класс игроков - мировые авиаальянсы.
Старейшим из них является Star Alliance, основанный авиакомпаниями Air Canada (Канада), Lufthansa (ФРГ), SAS (Скандинавия), Thai Airways (Таиланд) и United (США). Сейчас в альянс входит уже 27 авиакомпаний, которые эксплуатируют 4570 самолётов и перевозят 671 миллион пассажиров в год. Россия в этом альянсе пока не представлена, наиболее вероятными кандидатами на вступление считаются авиакомпании
Трансаэро и
ЮТэйр, но это вряд ли произойдёт раньше 2015 года.
В 1999 году на рынке появляется альянс Oneworld, созданный авиакомпаниями American Airlines (США), British Airways (Великобритания), Canadian Airlines (Канада), Cathay Pacific (Гонконг) и Qantas (Австралия). Сейчас в альянсе 13 авиакомпаний, эксплуатирующих 2381 самолёт, которые суммарно перевозят 324 миллиона пассажиров в год. Россия с 2010 года представлена в альянсе авиакомпанией
S7 Airlines.
И наконец, в 2000 году появляется альянс SkyTeam, созданный авиакомпаниями Aeromexico (Мексика), Air France (Франция), Delta (США), и Korean Air (Южная Корея). Сейчас альянс состоит из 19 авиакомпаний, эксплуатирующих 4137 самолётов, которые перевозят 552 миллиона пассажиров в год. Россию в СкайТим с 2006 года представляет
Аэрофлот.
Итак, посмотрим какую же долю на рынке занимает каждый из этих игроков в 2012 году. Источник данных - САРА, август 2012.
По располагаемым провозным ёмкостям (количество кресел в неделю) картина следующая.
1. Независимые авиакомпании - 26% (изменения доли за год -1,3%)
2. Star Alliance - 23,3% (+0,2%)
3. Лоукостеры - 23% (-0,4%)
4. SkyTeam - 16,7% (+0,7%)
5. Oneworld - 11% (+0,8%)
По лоукостерам в августе было временное снижение, на конец года доля лоукостеров составила уже 26%, а за последние 10 лет выросла более чем в 3 раза. Лоукостеры являются сейчас основными покупателями новых
среднемагистральных самолётов.
По предельному пассажирообороту, показывающему потенциал авиакомпаний, ситуация такая.
1. Star Alliance - 26% (изменения доли за год +0,8%)
2. Независимые авиакомпании - 25,9% (-1,3%)
3. SkyTeam - 18,2% (+0,9%)
4. Лоукостеры - 16,1% (-0,7%)
5. Oneworld - 13,7% (+0,4%)
Из представленных данных видна чёткая тенденция на увеличение доли глобальных авиаальянсов за счёт сокращения доли независимых авиакомпаний. В альянсы сейчас активно вступают китайские и азиатские авиакомпании, туда же смотрят уже и ближневосточные авиакомпании. Катарские авиалинии стали первой серьёзной авиакомпанией в этом процессе, заявив о присоединении к Oneworld.