Создаем необычное интерьерное украшение в смешанной технике: соединяем Wire Work и Тиффани

Jun 25, 2017 19:44

«Два в одном - стекло плюс металл, или Осваиваем смешанную технику: Wire Work и Тиффани» Хочу поделиться интересным опытом работы в смешанной технике витража Тиффани и Wire Work (работа с медной проволокой). Сделаю это на примере прошедшего у меня мастер-класса для двух девушек-подростков.

http://www.livemaster.ru/topic/2205719-sozdaem-neobychnoe-interernoe-ukrashenie-v-smeshannoj-tehnike-soedinyaem-wire-work-i-tiffani


Хочу поделиться интересным опытом работы в смешанной технике витража Тиффани и Wire Work (работа с медной проволокой). Сделаю это на примере прошедшего у меня мастер-класса для двух девушек-подростков.

Для работы нам потребовались:

1. Медная проволока диаметром 1 мм и 0,4 мм.

2. Стеклорез масляный Silberschnitt.

3. Алмазная пила «Taurus 3».

4. Шлифовальная машинка Kristall 2000 S.

5. Стекло витражное глухое толщиной 3 мм.

6. Стеклянная капелька.

7. Припой свинцово-оловянный ПОС 61 3 мм.

8. Паяльный жир.

9. Медная фольга р-р 5,16 мм.

10. Патина черная.

11. Антиоксидант.

12. Серная мазь.

13. Бокорезы.

14. Круглогубцы.

15. Плоскогубцы.

16. Молоток с плоским бойком.

17. Паяльник 100-150 Вт.

18. Губка или камень для очистки паяльника.

19. Паста ГОИ.

20. Войлок.

21. Фен.

22. Одеколон.

23. Лак «Цапон».

24. Резиновые перчатки.

25. Очки.

Мамы часто просят меня взять на занятие свободных от учебы школяров. Мотивы самые благодатные: дабы дети узнали что-то новое, научились чему-то полезному, ну и чтобы без дела не болтались :) Я даю своим подопечным азы работы со стеклом, основы изготовления витража Тиффани. Стараюсь брать ребят не по одному, а парами, чтобы веселее было. Дети сами готовят эскизы, режут, паяют и уходят счастливые, ощущая себя творцами и мастерами. Зимой школы нашего города закрывали на карантин, вот и прислали мне заботливые мамочки на мастер-класс двух девушек-подростков.

Начинался этот мастер-класс как самый обычный. Необычным сначала казался только человек на мастер-классе. Человек - это девушка Полина, она - конник. Увлеченных людей можно встретить не так уж часто на самом деле. Увлеченных чем-то всерьез, самозабвенно. Полина давно и беззаветно влюблена в лошадей. Она с 10 лет занимается верховой ездой. Каждый день спешит в манеж к любимым коняшкам, не только на тренировку, но и общаться, ухаживать. Результат - 1-й разряд, дипломы, победы на соревнованиях и счастливые искорки в глазах. Конечно, Полина ни секунды не думала над тем, что сделать из стекла на мастер-классе. Лошадь! Такую, чтобы поставить на стол или подвесить над ним можно было. Своего эскиза у Поли не было. Я предложила на выбор несколько вариантов из того, что нашли в сети. Когда Полина мне показала, что ей понравилось, я присвистнула: можем не успеть за 3 часа. Полина - спортсменка и отличница учебы - привыкла решать сложные задачи и бодро меня заверила: «Успеем!!! Еще 4 часа до тренировки». Засучили рукава и начали: нарисовали эскиз, продублировали его, разрезали на части 1 экземпляр эскиза и обвели каждую деталь перманентным маркером - перенесли рисунок на стекло.

украшение интерьера, витражное изделие

Дали маркеру высохнуть на стекле (это занимает 5-10 минут и нужно для того, чтобы рисунок не поплыл от контакта с водой - пила и шлифовальный станок работают с подачей воды на режущую поверхность), надели защитные очки и начали работать: детали распилили и отшлифовали, подогнали друг к другу. При подгонке мы использовали как эталон неразрезанный эскиз изделия (теперь стало ясно, зачем мы дублировали рисунок). Здесь отмечу, что резали стекло стеклорезом и на станке, поскольку у одной детали нужно было выбрать внутренний диаметр, начинающим витражистам эта задача не всегда по силам - стекло может треснуть.

дизайн интерьера, витраж своими руками

украшения ручной работы, белая лошадь

Тщательно протерли каждую деталь от следов маркера, пыли и отпечатков наших пальцев, а затем обернули кромку деталей фольгой, аккуратно притерли ее к стеклу деревянным стеком (можно использовать и деревянный карандаш).

творим с детьми

Намазали фольгу паяльным жиром и спаяли детали изделия между собой.

украшения из стекла

И оопс… ваша песенка спета, в смысле - время наше истекло… пора ехать в манеж, а у нас еще конь не валялся - до завершения работы еще далеко. Пришлось назначить новую встречу.

Теперь остановлюсь подробнее на том, что именно мы решили делать, что не уложились в отведенное для обычного мастер-класса время. Полина выбрала изделие, где кроме стекла для украшения использовалась проволока. Сразу оговорюсь, что это не новость. В мастер-классах по витражу Тиффани мы часто используем медную проволоку, но не для украшения, а как крепежный элемент - чтобы припаять к изделию колечко-держатель, например (для вводного урока в технологию витража и так много информации на бедные детские головы сваливается - детям не до проволочных узоров, не до филиграни, как говорится). Здесь же нужно было фигурно выгнуть, нарезать, подогнать друг к другу, отбить на наковальне и красиво спаять медные завитушки-украшения для головы лошадки: гриву, челку, уздечку, глазик, ноздрюшку… Люблю совмещать в работе разные техники. Стекло и металл смотрятся вместе замечательно! А еще я тоже люблю лошадей. Потому не смогла отказаться о красивой задумки сделать лошадь из стекла и меди. Так к нашему мастер-классу по витражу Тиффани присоседился еще и мастер-класс по работе с гнутой проволокой (техника WireWrap). А тут уже свои секреты и особенности :)

Мы достали минимальный набор инструмента: медную проволоку разных диаметров (я ее заранее освободила из плена электро-кабелей), 3 вида круглогубцев, плоскогубцы, бокорезы, молотки с бойками разных форм и размеров, наковальню, а под рукой всегда найдутся тисочки, бормашинка, наждачная бумага и надфили. Казалось, что больше нам ничего и не потребуется… Но это только казалось :) Потом к нам пришли серная мазь, фен, паста ГОИ и спирт, чистый спирт (шутка - мужской одеколон "Казино" пользовали).

украшения из проволоки

Проволоку мы выбрали небольшого диаметра, она сгибается без особых усилий, поэтому обошлись без облегчающего сгибание обжига. Полина легко справилась с выгибанием и подгонкой всех медных элементов. Не сразу поняла только, зачем ее отбивать? Поясняю: для жесткости и красоты - чтобы придать проволоке плоскую форму и дополнительную жесткость. Вот тут, к слову, много нюансов:

ударять по проволоке нужно правильно - строго перпендикулярно, иначе края молотка оставят на проволоке следы;
нельзя бить по местам сгибов - проволока может переломиться;
и еще секрет - сначала проволоке придается требуемая форма и только потом можно положить ее под молоток (даже чуть-чуть отбитая проволока не любит гнуться).
Следующим этапом работы стала пайка проволоки. Спаять все элементы нужно было согласно задуманной композиции и красиво, конечно же. Приятно, когда места стыка проволочек венчает аккуратная капелька припоя! При пайке Полина столкнулась с таким препятствием: за неделю перерыва наши заготовки меди успели вступить в контакт с кислородом (наличие кислорода в мастерской меня радует) и не хотели спаиваться (а вот это меня каждый раз огорчает). В таком случае можно зачистить места пайки наждачкой или воспользоваться бормашинкой, добавить паяльного жира и предварительно облудить (покрыть расплавленным припоем) участки предстоящей пайки. Справившись с этим препятствием, а затем завершив само паяние, Полина должна была решить, каким цветом патинировать серебряный блеск свинцово-оловянного припоя? В нашем распоряжении была черная, коричневая и медная патины. Лошадь мы делали из непрозрачного стекла белого цвета с нежно-розовыми прожилками. Я ожидала, что Полина выберет медный вариант, но её привлекали контрасты, то есть черное патинирование. Итак, все паяльные швы работы были окрашены черной патиной и покрыты антиоксидантом (это чтобы со временем в наши швы не прокрался болотно-зелененький цвет). Выходит, если бы патина была медной, то цвет окрашенного в медь припоя гармонично перекликался бы с медной проволокой наших завитушек. Бы… и но… патина-то черная! Черная окантовка стекла логично требовала затемнить и все наши медные украшения! Тут нужно отметить, что патина для припоя не годится для патинирования меди. Медную проволоку обрабатывают другими составами. Черный и темно-коричневый цвет на меди можно получить с помощью вареного яйца, серной мази, серной печени или аммиака. Чтобы наш мастер-класс не перетек в три занятия, я выбрала самый быстрый вариант - серную мазь. Она продается в каждой аптеке, стоит в пределах 50 рублей и всегда есть в моей мастерской. Мазь охотно нашлась. Можно покрыть ею проволоку и оставить часа на 3-4, но это не для нас, время то не ждет :) А еще мы знаем, что нужно для ускорения химического процесса. Нужно нагреть проволоку. Фен нам в руки! Знания - сила :) Полина смазала все завитушки коника серной мазью, и поток горячего воздуха начал творить чудеса - проволока чернела на глазах, лаконично завершая процесс окрашивания изделия.

подарок своими руками

Думаете, что это всё? :) Не тут-то было! Нужно было еще отмыть от жира серной мази нашу проволоку и натереть ее войлоком, смазанным полировальным составом (у нас это паста ГОИ на основе окиси хрома). Медная проволока приобрела вид состаренной винтажной вещи с интересными тональными переходами от темно-рыжего до коричневого и черного цветов! Я подумала, что неплохо было бы еще покрыть проволоку лаком (я использую для таких целей лак «Цапон»), но телефон Полины зазвонил, родители ждали свое чадо домой… Пришлось лак отложить, ведь еще само стеклышко нашей работы ждало водных процедур. Лошадку нежно отмыли мыльным раствором от всех средств обработки, аккуратно обработали одеколоном, а затем тщательно насухо вытерли, и вуаля - вперед на фотосессию! Красота неописуемая!


wire work

витраж, очумелые ручки

Previous post Next post
Up