Сдав первый экзамен, я как-то опять расслабилась. Неудивительно: мне приходится так напрягаться, чтобы пройти все тесты, что после их прохождения я неминуемо расслабляюсь.
Ну а что, думала я перед вторым экзаменом, фронт работ не просто ясен, но и освоен; я уже столько тестов сдала, сдам и еще один. Вот это было ошибкой! Теперь я знаю, что в этой школе любят сюрпризы, и сколько бы тестов я ни прошла, они выкатят следующий; один из экзаменаторов сказал мне, что даже вступительный тест устроен так, чтобы абитуриент непременно застрял на каком-то этапе, и это нормально, вопрос только в том, что он будет делать после того, как застрянет.
Я застряла на втором экзамене по самостоятельно сделанной работе: тестовые задачи были не такие уж сложные, но стресс (еще неделю назад я вообще не знала, что меня могут выгнать из программы по итогам этого теста!) в сочетании с проверкой моих знаний в области, где я все еще привычно считаю себя слабым звеном, меня подкосили.
Код, надменно сказал экзаменатор, глядя в мое растерянное лицо, надо сразу писать идеально чистый; проверять, как работают отдельные кусочки, нельзя; если не можешь сразу быстро и красиво решить задачу, параллельно хорошо объяснив, что именно ты в каждый момент времени делаешь, значит, в нашей программе тебе не место (я всего-то и хотела, что удостовериться, что один встроенный метод работает так, как я предполагаю, но не помню наизусть).
А ещё нам сказали, что в класс набрали 50 человек, а остаться должно не больше, чем 40.
Как только я закрыла ноутбук после этого экзамена, у меня началась настоящая паническая атака. К этому моменту, честно говоря, мне изрядно надоело, что меня бесконечно мотивируют угрозами отчисления; в конце концов, я взрослый человек, принявший осознанное решение в короткий срок освоить абсолютно новую область знаний, и я приложу все возможные усилия, чтобы это сделать, даже если меня никак дополнительно не мотивировать и не подгонять. Более того, если школа постоянно запугивает меня отчислением и вообще ведет себя так, как будто я еще не принята в класс и мне сначала нужно сто раз всем доказать, что я этого достойна, фокус обучения смещается: вместо того, чтобы учиться ради знаний, я начинаю учиться ради того, чтобы не потерять место в программе, а стало быть, теряю интерес, мотивацию, и какую бы то ни было лояльность.
Поэтому я села и написала в школу письмо о том, что мы явно по-разному смотрим на тот контракт, который заключили друг с другом; что мне не нравится метод кнута и дамоклов меч отчисления; я и правда слабо выступила на экзамене и к отчислению уже в общем-то морально готова, пусть только мне о нем сообщат как можно скорее, потому что все летние планы моей семьи построены вокруг того, чтобы дать мне возможность полностью сконцентрироваться на учебе, и если нам всем нужно менять планы, то я бы хотела узнать об этом прямо сейчас.
Школа молчала неделю.
За эту неделю я успела поговорить с другими буткемпами и убедиться в том, что я уже не успеваю никуда перейти так, чтобы учиться летом (когда бабушки и дедушки согласились принять у себя Киру на каникулы, чтобы я могла учиться в полную силу), а ни в какое другое время я не могу себе позволить выпасть из жизни на три месяца. Школа ответила, что судя по всем предыдущим результатам, я нормальный программист, просто переволновалась, и они готовы в виде исключения назначить мне переэкзаменовку. Я недовольно фыркнула, но на повторный экзамен пошла. Четыре дня непрерывной подготовки и смертельное раздражение сделали свое дело, я к этому моменту не волновалась уже вообще ни о чем, и прекрасно всё сдала.
В промежутках были еще разные другие сюрпризы, например, однажды в четверг мы получили письмо, в котором нас уведомляли о том, что в субботу с 10 утра до 6 вечера мы должны быть у своих компьютеров, потому что школа решила провести пробный день программирования в парах - то есть, когда я говорю, что нам преподносят сюпризы, я имею в виду, что у меня сложилось впечатление, что я должна быть готова в любой момент по свистку всё бросить и пройти очередной тест.
Вообще, при поступлении говорят, что:
- программа устроена так, чтобы в нее попадали только те, кто уже умеет нормально программировать, а значит, или работал по специальности, или учился программированию в колледже, или делал серьезные проекты сам. В каждом классе есть два-три человека вроде меня, которые раньше к программированию не имели никакого отношения, но это именно два-три человека из сорока;
- вся жизнь студентов будет полностью подчинена школе в течение трех месяцев, когда идет программа (но в реальности выходит все пять, и два из них - когда есть огромное количество других дел).
Как бы то ни было, я сейчас (уже? пока ещё?) официально считаюсь программистом, участвующим в специализированном career accelerator. Мне, если честно, почти постоянно очень страшно, что, я не потяну и меня вот-вот выгонят, поняв, что я самозванец, а никакой не программист. Лёгкость, с которой я за всё это взялась, испарилась где-то на полпути - ну, надеюсь, вернется ещё.
Завтра в шесть утра я выйду из дома с ноутбуком в рюкзаке, и если не провалю очередной экзамен (он назначен на первую половину завтрашнего дня) и не буду, ха-ха, отчислена, то впервые просплю больше шести часов только через неделю. Тогда и постараюсь написать очень коротко о том, как идут дела.