Есть такие вопросы, на которые лет в двадцать сложно дать четкий ответ. Можно показать глубину своих исканий, океан идей, но выразить то, что можно разобрать на «великие цитаты», пока трудно. Иные люди идут к истине всю жизнь…
Больше всего отвлекают меня от уклада внешнего мира мысли о душе. Она есть? Она здесь? И как ее увидеть? Не так давно я придумала себе в помощь гипотезу и, надеюсь, потрачу на ее доказательство жизнь. А вы попробуйте представить, как и я, что отражение души в видимом мире - это и есть творчество. Искусство. И привлекают знаменитые произведения искусства много поклонников, потому что адресат пытается разглядеть в картине или музыкальном произведении ответ на вопрос, какая она, душа автора и как выглядит его собственная душа.
Я думаю, что мы так любим и уважаем талантливых, гениев и вообще авторов, потому что они смогли найти оптимальную форму своей души доступными в реальном (таком ограниченном!) мире средствами.
Мы так часто мечтаем «видеть человека насквозь» сразу, прямо здесь и сейчас. Но обнаженные души висят только в галереях, лежат в письменных столах и грохочут, проносясь в трубах органа (или с содроганием отрываясь от струн).
Я пока не могу решить, достаточно ли у меня аргументов, для того, чтобы высказать эту позицию вслух. Пока это похоже на башню из кубиков, оставленную в моей детской комнате, в которой постоянно находятся младшие брат и сёстры. Дети ведь вмиг разрушат конструкцию и построят свою. А мне придется оставаться наблюдателем строительтва еще десяти подобных башен из тех же элементов. Через года кубики-аргументы теряются, ломаются, остаются только самые прочные. И детвора подрастает, выступая в качестве критиков. Так и позиция со временем обретет прочность и сознательную оценку окружающих.
Хотя мне кажется, я уже знаю один кубик, который останется точно. Говорить о цели искусства в контекте истории и его общественной значимости - вот это даже обсуждать не корректно. Искусство - это эгоизм + любое красивое слово. Художественный эгоизм, изящных эгоизм, тонкий эгоизм. Автор «вдруг» вываливает на обозрение свою душу, не заботясь о цели искусства. А кто задумывается? Адресат. Тут мне следовало бы запутаться. Говорю об эгоизме автора и, при этом, об адресности творения. Но здесь все просто.
Для меня искусство - это поиск. Автор заполняет какое-нибудь пространство по-своему (белый лист - словами, холст - красками, тишину - звуками), выставляет напоказ и ждет, кто окажется солидарен с «настроениями» произведения, то есть приблизится к его душе.
И пусть Вы попробуете меня перебить и сказать, что цель искусства - это все-таки, отражение нашего времени. Ну, если кто-нибудь когда-нибудь сможет объективно отразить эту действительность - тогда я, пожалуй, соглашусь, мысль-то красивая. Но сейчас объективностью называется количество мнений, которых больше, чем одно. А пока я вижу, как каждый автор показывает свой взгляд на мир, свою сущность. И даже если собрать все в кучу (какое широкое слово!), то мы в этом отражения эпохи не увидим.
Теперь о журналистике. Я думаю, только на 1 курсе университета или, например, в «правильном» сочинении ЕГЭ, можно всерьез высказать «сладенькие» мысли о том, что цель журналистики - посредничество, отражение и т.п.
Я, например, пришла в журналистику осознанно и понимая, что тем удовлетворю свой эгоизм полностью. Я нашла оптимальный способ найти единомышленников. Я пишу и получаю отклик - комментарии, мнения, призы на конкурсах. Да и зачем ставить перед собой миссию посредничества, когда система журналистики давно отлажена. Остается только сесть на этот поезд и (по возможности) НЕ соблюдать правила.
P.S. На днях вновь открыла роман О.Уайльда и долго не могла перелистнуть страницу с Предисловия. На каждое предложение можно написать отдельное эссе. Но главное, что я нашла еще одну опору для своей башенки: «Раскрыть людям себя и скрыть художника - вот к чему стремиться искусство». Впереди у меня целая книга, часть души автора. А значит - снова погружаюсь в поиск…