Брачная жизнь древних или очередные новости генетики...

Sep 04, 2018 10:02

В общем-то не совсем новое, но интересное из области генетических исследований древних косточек.
Толчком стало совершенствование методов удаления из ископаемых фрагментов элементов современной ДНК (мышка пробежала, хвостиком махнула, палеонтологи руками залапали и т.д.) и масс-спектрометрический анализ полупереваренных и погрызенных обломков костей из Денисовской пещеры, где удалось найти кусочек человеческой - Denisova 11.

Для простоты буду бить цитатами.
Исследователи попытались найти в поздних неандертальских геномах сапиентные примеси, но ничего не обнаружили. Этот результат можно назвать неожиданным, потому что из пяти поздних неандертальцев четверо (все, кроме Виндия-33.19) жили уже после прихода сапиенсов в Европу. Между тем ранее было показано, что кроманьонец из румынской пещеры Оасе, живший 42 000-37 000 лет назад, имел предка-неандертальца в четвертом-шестом колене (Q. Fu et al., 2015. An early modern human from Romania with a recent Neanderthal ancestor). Это значит, что сапиенсы, придя в Европу, скрещивались с местными неандертальцами. Гены европейских неандертальцев проникли в генофонд кроманьонцев.
...
На этом фоне примечательно то обстоятельство, что поздний неандератлец Мезмайская-2 оказался ближе к поздним неандертальцам из Хорватии, Франции и Бельгии, чем к более древнему индивиду из той же пещеры (Мезмайская-1).

Таким образом, можно считать доказанным, что Denisova 11 - гибрид первого поколения. Ее мать была неандерталкой (поскольку митохондриальная ДНК, передаваемая по материнской линии, у нее неандертальская), а отец - денисовцем.

Более детальный анализ показал, что в геноме Denisova 11 есть как минимум пять небольших участков, в которых не одна, а обе хромосомы несут характерные неандертальские аллели, а денисовских почти нет. Это значит, что в денисовской популяции, к которой принадлежал отец изучаемой женщины, была небольшая примесь неандертальских генов - след более древнего эпизода гибридизации. По оценке авторов, этот эпизод мог произойти за 300-600 поколений до рождения отца Denisova 11.
...
Что касается неандертальской матери Denisova 11, то она, как ни странно, оказалась более близкой родственницей хорватского неандертальца Vindija 33.19, чем своей более древней соплеменницы из той же самой Денисовой пещеры (Den5).

Другими словами новые данные показывают ряд неожиданностей.

1. Среди довольно небольшого количества прочитанных древних (до 40 тыс. лет назад) геномов обнаружено уже два метиса относительно близкого происхождения (сапиенс из Оасе имел неандертальского предка в пределах прадедов, новая женщина/девочка из Денисовой пещеры - вообще гибрид первого поколения).
2. Практически у всех линий древних людей видны признаки метисации друг с другом в разных раскладах.
3. Европейские неандертальцы - определённое исключение, следов метисации с сапиенсами у них пока не найдено.
4. Ранние азиатские неандертальцы (Мезмайская на Кавказе и Денисовская пещера) позднее были замещены другой неандертальской популяцией близкой к европейской.
5. Несмотря на активную метисацию не произошло слияния человеческих популяций - сапиенсы, денисовцы и неандертальцы сохранялись как отдельные группы.

В целом расклад выглядит примерно следующим образом:
  • Отделение предков сапиенсов от предков неандертальцев и денисовцев: 530 000 лет назад;
  • Разделение неандертальцев и денисовцев: 400 000 лет назад;
  • Отделение предков алтайского неандертальца от всех остальных неандертальцев с известными геномами: 150 000 лет назад;
  • Отделение той популяции, с которой скрещивались вышедшие из Африки сапиенсы, от остальных неандертальцев с известными геномами: после 150 000, но до 90 000 лет назад;
  • Отделение предков индивида Мезмайская-1 от поздних европейских неандертальцев: 90 000 лет назад.
Собственно наиболее интересным и обсуждаемым оказалась с одной стороны активная метисация (судя по частоте находок - очень активная - из дюжины исследованых геномов - два метисных). С другой - сохранение самостоятельности этих популяций, что говорит о наличиии каких-то механизмов их изоляции. Поскольку первый пункт исключает механизмы поведенческие - смешанное потомство поялялось часто, то логично говорить уже о биологической изоляции. То есть о том, что это гибридное потомство оказывалось в силу каких-то причин эволюционно не успешным.
А это позволяет формально всё же считать неандертальцев, сапиенсов и денисовцев разными биологическими видами.

генетика, антропология, палеонтология

Previous post Next post
Up