Драма без драмы

Jan 08, 2017 20:40


Дэвид Николс "Мы".
Издательство: "Азбука-Аттикус", "Иностранка"
Год издания: 2015.

Однажды посреди ночи Дуглас Петерсен услышал от своей жены Конни, что их брак себя изжил. Эти слова стали концом целой жизни и одновременно - началом большого путешествия, после которого каждый наконец-то станет самим собой.

Вообще-то, путешествие было задумано задолго до роковых слов Конни. Это она придумала, что будет здорово совершить такое европейское турне с Дугласом и сыном Алби в то последнее лето перед отъездом Алби в колледж и перед тем, как и без того хрупкое "мы" окончательно распадется на элементы. И даже после своих ночных откровений Конни все равно продолжала считать семейное путешествие отличной идеей. Что оставалось Дугласу? Только все организовать и надеяться, что совместный отдых поможет ему вернуть жену и наладить отношения с сыном.

Разумеется, путешествие не задалось с самого начала. Любой разговор Дугласа с Алби выглядел как перепалка, а любое место напоминало о прошлом, когда Дуглас был молод и только встретил Конни - любовь всей своей жизни. Тогда он был тридцатилетним неловким биохимиком, изучающим мушку-дрозофилу и ведущим довольно одинокую жизнь. Конни же была начинающей художницей, красивой и умной, водящей знакомства с лондонской богемой и пережившей добрый десяток романов разной степени серьезности. Как они могли понравиться друг другу? О, здесь кроется отправная точка всей истории. В том, что Дугласу понравилась Конни, как раз ничего удивительного нет - он влюбился без памяти. Но что Конни нашла в этом чересчур серьезном, хотя иногда и забавном биохимике? Все просто: ровно то, чего не было у всех остальных ее парней, - ответственность, надежность, умение и желание слушать ("Если бы мне понадобился поглощенный собой эгоист, я бы позвонила своему бывшему" - говорит Конни). Конни, пережившая недавно расставание с красавцем Анджело (расстегнутый до пояса комбинезон автомеханика, "истовые" голубые глаза, буйный нрав), ощущала острую потребность в тихой гавани, доверии и "нормальных отношениях" (что бы это ни значило). Конни устала. Он взяла хорошего парня и принялась его переделывать. Дуглас не сопротивлялся, он был счастлив:

"Мне хотелось любить то, что любила Конни, потому что я хотел, чтобы Конни любила меня."

Конни и любила его, но ей не давало покоя, что Дуглас не читает романов, предпочитая научные статьи; что он не понимает абстрактной живописи и вообще не считает искусство важнейшей вещью на свете. Конни вырывала из его рук путеводитель, призывая "поднять глаза". Конни спорила о политике с более чем консервативными родителями Дугласа ("но ведь это мое мнение!"). Конни пыталась придать мужу немного богемного лоска (безуспешно). И дело не в том, что она его не любила. Любила, с ним было надежно и комфортно, но в своей компании она его всегда как будто немножечко стыдилась (Конни это отрицает), не гордилась им. В своем обычном виде Дуглас был для нее недостаточно укомплектован. Хотя на самом деле они просто были очень разными.

(Сейчас будет раздражительная ремарка с моей стороны. Конни меня бесит. Дуглас иногда ведет себя как придурок, но бесит меня Конни. Эта самоуверенность, эта вскинутая бровь ("как, ты не взял с собой в самолет никакой книги?"), это причисление себя к миру искусства, хотя художником она так никогда и не стала. Не знаю, что может быть более детским, чем обшаривание пластинок и книжных полок наутро после первой проведенной вместе ночи с полной уверенностью, что их содержимое действительно имеет значение. В такие моменты я счастлива, что мы с мужем не пытались переделывать друг друга. Ему все равно, что я не слушаю его музыку, а меня не беспокоит то, что он не читал моих любимых книг).

Итак, Дуглас путешествует по Европе, осматривает знаменитые галереи, вспоминает свою жизнь, ругается с сыном и переживает в отношениях с женой минуты надежды и отчаяния. И в какой-то момент эти отношения отходят на второй план. На первом же - отношения Дугласа с сыном. Он понимает, что они не ладятся уже очень давно, хотя свою мать Алби обожает. Ну еще бы, Конни - классная мама, поддерживающая любые потуги Алби на самовыражение, позволяющая устраивать бардак и даже курящая вместе с ним травку в амстердамской кофейне. Дуглас же - занудный папаша, достающий нравоучениями, вечно недовольный и пытающийся сделать из сына того, кем он не является. Стоп. Ведь Дуглас делает с сыном то же самое, что Конни делала с ним самим. С той лишь разницей, что Дуглас обожал Конни и был готов на все, а Алби чувствует, что только разочаровывает отца. Дуглас сделал много ошибок, но злюсь я на Конни. Ей надо бы повзрослеть. А Дугласу, наоборот, немного расслабиться, что ему даже удается.

Этот роман мог бы стать образцовой драмой, но он не такой. Он действительно очень смешной; над ним не хохочешь, но он постоянно забавный. В нем почти нет недостатков, кроме прорывающейся иногда колумнистской манеры, грешащей яркими, но недостаточно точными прилагательными. И эта книга потрясающе заканчивается. Мы видим конец отношений, конец брака не как трагедию и даже не как ошибку, а просто как этап жизни, за которым будут другие этапы. Даже если все закончилось, даже если не очень хорошо, то это все равно не было ошибкой. И никто не захочет ничего менять.

Очень хорошая книга. Забавная и легкая, без драматизации, но в то же время глубоко рассказывающая о супружестве, отношениях, родителях и детях, о любви и умении (или неумении) принимать и любить людей такими, какие они есть. Было очень здорово.

жить дальше, супружество, английская литература, семейные отношения, отцы и дети, отношения

Previous post Next post
Up