Огромное разочарование

Dec 09, 2015 16:12


"История вина в цивилизации и литературе".
Издательство: "Беловодье"
Год издания: 1999.

Это было разочарование. Сама виновата, надо было доверять приметам. Ну не может быть качественной книга, изданная в каком-то заштатном издательстве с названием «Беловодье». Не может быть серьезным исследование, абсолютно каждая страница которого ибыточно и навязчиво украшена рамочкой из виноградных гроздьев. И уж совсем смеху подобен так называемый заключительный тост от компании «Север» (спонсора книги, как выяснилось), в котором она, компания, позволяет себе «сказать несколько слов о напитках, поставляемых к Вашему столу». Этот шедевр я, к сожалению, обнаружила только в самом конце.

Как сообщает аннотация, «История вина в цивилизации и литературе» - это «сборник серьезных и оригинальных работ, посвященных теме вина и винопития». Разумеется, нет. Это не серьезно, а на оригинальность, если не на увлекательность, может претендовать лишь сочинение немецкого историка культуры Александра фон Гляйхен-Русвурма «Все добрые духи» (охваченная недоверием к книге, я погуглила и, конечно, не нашла ни одного сколько-нибудь значительного упоминания об этом историке). Во «Всех добрых духах» Гляйхен-Русвурм очень стремительно и очень по верхам проносится через эпохи и столетия. Древний Вавилон, Греция, Рим, краткие экскурсы в Библию, времена Шекспира, «сухой закон» - вы вряд ли узнаете что-то новое о вине и винопитии в эти периоды. Греки пили вино разбавленным; вино в христианстве обладает сиволическим смыслом; рыцари пускали чашу с вином по кругу, сидя за знаменитым столом короля Артура. Эти расхожие сведения перемежаются пустословными восхвалениями вина, виноградной лозы, застольной песни и тому подобного. «Вино - благородный дар небес», «блажен виноград, блажен и благостен конец его чистой сказки», «прекрасная, как юношеское лицо, исполненная пыла, тянется вверх растущая лоза» - эти образцы выспренной риторики автора дают довольно ясное представление о его слоге в целом. И если мне казалось, что «Все добрые духи» скучны и вторичны, то только потому, что я еще не читала опусов Сергея Ключникова и Владимира Голованова, которые этот сборник и сотворили.

Сергей Ключников назвал свои сочинения громко: «Мистика вина, виноградной лозы и винопития» и «Вино и Россия». В первом случае мы получаем все те же широко известные факты о вине, многие из которых только что были прочитаны у Гляйхен-Русвурма. О чем «Вино и Россия», думаю, и уточнять не надо. Проблема в том, что оба «исследования» представляют собой беспомощную компиляцию уровня студенческого реферата. «Дж. Купер посвящает символическому аспекту вина следующие строки…», «Г. Бидерманн пишет об этом отношении следующее…», «Маккена пишет…» - и так всю дорогу. По-моему, Ключников написал самостоятельно только главу «Мистика винопития и самоконтроля» - 5 страниц невнятной белиберды о суфиях, «парении» и алхимическом способе винопития.

Владимир Голованов отделался обзором «О винокурении, виноделии и винопитии российском». Так же скучно и предсказуемо, но хотя бы кратко, по делу и без эзотерики.

Сборник совершенно бездарный. По сути, в нем даже не исследуется феномен вина, а скорее - вопрос его употребления, умеренности. И трактат Гляйхен-Русвурма, и тексты Ключникова с Головановым можно уложить во всем известную формулу «Пей, да дело разумей!». Мне кажется, что не стоит мешать в одну кучу алкоголь как таковой и проблемы его употребления. Это разные вещи, но, как я уже говорила, глупо было ждать от этой книги серьезного, ценного и интересного исследования.

Настоятельно не рекомендую.

non-fiction, alcohol

Previous post Next post
Up