Русская народная сказка "Теремок" - одна из первых сказок малыша. По мнению В.Я. Проппа, прелесть сказки заключается в повторении. "Весь смысл их - в красочном, художественном исполнении. Так, в данном случае каждый зверь характеризуется каким-нибудь метким словом или несколькими словами, обычно в рифму... Исполнение их требует величайшего мастерства. По исполнению они иногда приближаются к скороговоркам, иногда поются. Весь интерес их - это интерес к колоритному слову как таковому".
Ю.А. Васнецов Теремок. 1956 г. Цветная литография
[Читайте далее...] Сказка имеет множество вариантов, вот некоторые из них: "Терем мухи", "Терем мышки", "Домок", "Череп-терем", "Звери в решете", "Решето", "Вошиная хата" и др.
Т.С. Троицкая в статье "Сказка "Теремок": логика инварианта и пределы варьирования" проанализировала 18 русских вариантов сказки, а также латышский, украинский и белорусский варианты и обработки сказки для детских изданий и авторские произведения для детей, созданные на сюжет "Теремка".
Она выделяет основные характеристики, из которых складывается русский "Теремок": * объединение пространства теремка и его обитателей, наделение теремка некоторой активностью (гостеприимство, уступчивость); * отсутствие определенных характеристик теремка; * невозможность объяснить желание героев сказки поселиться в "домике"; * ограниченность сюжета сказки моментами появления и разрушения теремка; * безразличие к судьбе персонажей до и после этих границ; * сосредоточенность сказочного действия у входа в теремок; * безразличие к происходящему внутри и снаружи "домика"; * монотонность сказки; * обязательными являются прозвища персонажей; * расположение персонажей по росту, от самого маленького - к самому большому (от блохи до медведя); * преувеличение вместимости теремка; * медведь в роли разрушителя; * наличие противоположных позиций большой/маленький и внешний/внутренний, а также их эмоциональное противопоставление.
Обработки сказки для детей, выполненные К. Ушинским, А.Толстым, О. Капицей и А.Нечаевым, имеют все основные характеристики русского народного "Теремка".
В обработке М. Булатова нарушается запрет "заглядывать" внутрь теремка ("вот они все в тереме живут, песни поют"), что служит причиной для прихода медведя ("Увидел медведь теремок, услыхал песни, остановился и заревел во всю мочь...").По версии этой обработки медведь пытается влезть внутрь теремка, но не может, и поэтому говорит: "Я лучше у вас на крыше буду жить". Здесь идет отступление от русского народного варианта сказки. И прозвище медведю дается не агрессивное, а ласковое "косолапый". Эта версия сообщает о том, что звери стали строить новый теремок и построили лучше прежнего. Такой финал - чистый призвол автора обработки, не имеющий никакого отношения к народным вариантам сказки.
В обработке В.И. Даля тоже появляется причина для появления медведя и разрушения теремка: ссора волка с остальными персонажами; в результате сказка приобретает нравоучительность (это тоже не характерно русским народным вариантам "Теремка"). Еще одно отличие о народных вариантов - разрушение формульности (начало, повествующее о появлении теремка, прочно связывается с концом - так складывается характерная сказочная рамка).
У Е.И. Чарушина сказка строится из чередующихся стихотворных и прозаических фрагментов. Здесь появляется чуждое фольклорной сказке звукоподражание. Еще, как и в обработке Булатова, в теремке "песни распевают", а медведь даже пытается поймать разбегающихся зверей.
Общей особенностью латышского, украинского и белорусского вариантов сказки является отсутствие у медведя роли разрушителя (что подчеркивает связь этого персонажа русской сказки с языческим культом восточных славян): в латышской сказке забравшихся в рукавицу и пляшущих там зверей (в их число попадает и медведь) разгоняет петух, в украинской - в рукавицу, вместившую не только медведя, но еще и кабана, стреляет охотник, в белорусской сказке коляску мухи-певухи глотает волк. Так разрушается в этих национальных вариантах характерная для русской сказки противопоставление большой/маленький, внешний/внутренний, а сказка теряет свою глубину, становясь чистым развлечением, игрой.