Последний парад наступает

Feb 01, 2014 16:51

Оригинал взят у kolyvanski в Последний парад наступает, fin
Предыдущий пост здесь.
Необходимо добавить, что крейсер «Варяг» был оборудован электрической системой управления артиллерийским огнем, включавшем в себя шесть современных дальномерных станций - являвшем собой предмет законной гордости русского флота. Ничего подобного Четвертый Боевой Отряд адмирала Уриу, сформированный и укомплектованный по «остаточному принципу», не имел.
Необходимо остановиться и на главной «страшилке» русских историков, которой они уже второе столетие пугают доверчивых читателей - на ужасной японской шимозе. Повышенная скорость детонации шимозы оказывала отрицательное влияние на эффективность поражения кораблей противника, поскольку японский тонкостенный фугас, обладая избыточной бризантностью, дробился на очень мелкие осколки и энергия буквально рассеивалась вместе с ними.

     Образование столь малых осколков имело и другой отрицательный эффект. Чтобы раздробить, надо затратить работу по производству трещин. Она пропорциональна площади последних, то есть для производства 1 кг осколков в 10 раз меньшего размера, в японском снаряде тратилась в 100 раз большая энергия взрыва, чем в русском. Работа идущая на разрушение корабля, соответственно, уменьшалась.
     Внешне, попадание японского фугаса выглядело очень эффектно. Резкий, со страшным грохотом, взрыв. Огромные клубы дыма. Разрушенная на значительной площади обшивка... Но на них, на внешние эффекты, как раз и уходила большая часть разрушительной силы снаряда. Эффективность действия, соответственно, уменьшалась.
     Японские фугасы могли потопить мелкие корабли, разрушив их корпус. Могли нанести потери в личном составе и оборудовании, расположенном на открытой палубе. Но внутреннее пространство корабля с жизненно важными объектами оставались для них недосягаемым. На самом «Варяге» в ходе боя на верхней палубе выбыло из строя 45% находящихся там моряков. На всех остальных постах потерь практически не было (из 283 - 2 раненых на жилой палубе и один в трюме - 0.7%).
     Иначе действовал русский фугас. Пироксилин значительно менее чувствителен к удару, чем шимоза. Поэтому случаев преждевременного разрыва практически не наблюдалось. Взрыватель так же был более замедленным (~0.01 сек). Снаряд исправно врывался, успев углубиться на какое-то расстояние в глубь цели. Это давало гарантию, что вся энергия взрыва пойдет на разрушение, поэтому, взрыв 1 кг. пироксилина внутри корабля оказывался предпочтительнее взрыва 6 кг. шимозы на его внешней обшивке. Кроме того, более крупные осколки русского фугаса обладали достаточной энергией, чтобы пробить внутренние переборки.
     Приведенные факты позволяют сделать несколько очень важных, для понимания происходившего в бою у Чемульпо, выводов:
     1. Никакого, как количественного, так и качественного, «подавляющего» или даже «значительного» превосходства в материальной части артиллерии японцы не имели. «Варяг» мог противопоставить «Асама» вполне адекватную силу огня.
     2. Японская артиллерия была способна нанести большие потери среди личного состава и открыто расположенного оборудования, но не могла обеспечить потопление или выход из строя (лишить способности к прорыву) такого большого крейсера, как «Варяг». Русская же артиллерия представляла как раз гораздо большую опасность самому кораблю противника, так и его способности продолжать бой.
     3. Уменьшение дистанции боя давало резкое преимущество русской артиллерии за счет большей энергии удара и бронебойности снарядов.
     Следует учитывать и то, что бой в Чемульпо был первым для японцев сражением с непобедимой до того времени «Белой расой». Все сражения той войны, за исключением, Цусимского, японцы проводили очень осторожно, всячески избегая риска. А в начале войны тем более.
     Совсем другая мотивация должна была быть у русских - они должны были прорываться во что бы то ни стало. Применяя любые исключительные средства. Не взирая на эксплуатационные ограничения мирного времени. Мотивация команды «Варяга», спасающей свой крейсер, свои жизни и свою честь, должна была значительно превосходить мотивацию команды «Асама», которой смертельная опасность не угрожала.
     В 11:20 «Варяг» начинает двигаться к выходу с рейда, в это время «Кореец» уже снявшись с якоря, вышел вперед на фарватер, «Варяг» мог разогнаться за 2 минуты до 11 узлов, но шел на гораздо меньшей скорости. Фактически, учитывая очень сильное (до 4 узлов) попутное течение, можно сказать, что крейсер просто дрейфовал, подруливая машинами. Японцы приятно удивлены таким сюрпризом и дождавшись выхода «Варяга» в нейтральные воды начинают пристреливаться, «Варяг» надеясь на русское «Авось» и на принципиальную неспособность «желтолицых макак» навредить русскому моряку, вяло отвечает.
      В 12:37 сильный взрыв потрясает русский крейсер, третий выстрел левого кормового орудия «Асама» (всего крейсером в бою было сделано 9 выстрелов), накрывает «Варяг», взрывом уничтожена дальномерная станция № 1, убит определяющий расстояние младший штурман мичман Алексей Нирод, выбыли из строя все дальномерщики станции. Эта первая потеря оказала большое влияние на психологическую устойчивость всех, находящихся на баке. Резкий взрыв, сильнейший шум, огромное облако дыма… К тому же, большинство команды русского крейсера никогда раньше не было под обстрелом, потрясен случившимся и сам Руднев. Не забудем, что до войны подавляющая часть русских офицеров (включая и признаного авторитета - вице-адмирала С.О. Макарова) считала, что японцы явно уступают в меткости и вообще в эффективности артиллерийского огня. Произошедшее на первых минутах реального боя воспринималось, как трагическая нелепость - обидно погибать в колониальной войне от случайного снаряда.
      12:40. После отворота «Асама» на парралельный с русским курс, ближайшим к противнику, очень быстро стала «Нанива». Крейсер, сделав нескольких выстрелов, добивается успеха, примерно, с дистанции 25 кабельтов. Снаряд попадает в среднюю часть «Варяга». Нелепое совпадение? Команда крейсера начинает в этом сомневаться. Комендоры все больше теряют контроль над огнем, очевидцы отмечают, что стрельба русских была очень частой и еще более неточной.
      «Ошеломленная и испуганная прислуга, механически заряжая орудия и выпуская снаряды…» - описывает этот момент один из русских офицеров. Коммодор Бредли деликатно отмечает, что: «русские отвечали сильным огнем по японским судам, но их расстояния были неточны».
     «Русские стреляли часто, но поражали лишь рыбу», - резюмирует К.Того…
      При этом «Варяг», уже ставший для пристрелявшихся японцев отличной мишенью, движется с задумчивой скоростью в 6-7 узлов (что в 3-4 раза меньше его ресурса), даже не пытаясь ускориться.
      12:42. Пристрелявшись к такой медленно движущейся (к тому же удерживаемой на постоянной дистанции и курсовом угле) цели, «Асама» добивается новых попаданий в «Варяг».
       Далее «Варяг» пересекает траверс о.Иодолми и малой скоростью направляется в открытое море - путь практически свободен - они прорвались. Приблизительно в то же время, почти достигнув противоположного края безопасных глубин пролива, «Асама» начинает поворачивать назад, к северу. И все бы хорошо, будь русский каперанг воином, но воином он не был, а в его голове роились приблизительно такие мысли:
       «Это несчастье. Неладное что-то твориться сегодня… Отступились от нас Никола Угодник и Царица Небесная… Впрочем, может и не отступились. Вызов мы приняли. Без боя не сдались. Так? Значит позора мундира быть не должно. Дальше. По противнику стреляли, а это - верное золотое оружие. А то и крест. Чего же еще? И людей спасу от несчастья. От гибели напрасной. Правда, обещал, прорываться «сражаясь до последней возможности и капли крови». Ну крови уже и так слишком много. И повреждения есть. Вон и орудие повреждено и в мостике провал и от парусинового обвеса рядом с компасом остались какие-то рваные лохмотья… Возвращаться будем - еще, наверняка, получим. Дай Боже - не сильные. Главное, потом в рапорте все аккуратно подвязать, так чтобы они выглядели полученными в наступлении. И побольше о японских преимуществах. Крейсеров побольше указать. Миноносцев… Да, иностранцев обязательно привлечь. Ну, ничего, обойдемся... Хорошо бы еще, чтобы выход из боя прошел, без моего участия. И обязательно - по уважительной причине. Скажем - ранен был. Раны, правда, нет (и слава Богу), но есть же ранения без ран. Контузия, например… И корабль чтобы как-нибудь сам развернулся…»
      Запись вахтенного журнала «Варяга» сообщает:
      «Желая на время выйти из сферы огня, чтобы по возможности исправить привод и потушить возникавшие в разных местах пожары, начали поворачивать вправо машинами, так как крейсер плохо слушался руля. Ввиду близости острова Иодольмио дали полный задний ход. Крейсер поставило в невыгодное положение относительно острова в то время, когда был перебит рулевой привод при положении «Лево руля» около 15-20°...»
      Героический крейсер повернул и стал выходить из боя (см. схему) имея всего 3 попадания вражеских снарядов. Ни один котел, ни одна труба на нем не были повреждены, машины остались неприкосновенными и было повреждено всего одно орудие.
      12:45. «Варяг», совершая трусливый, бессмысленный и самоубийственный разворот, получает еще одно попадание от «Асама», а в 12:50 мощный залп «Асама» вновь накрывает русский крейсер. Управление «Варягом» потеряно, рули заклинены. В это время в отдалении, отстреливаясь, разворачивается и «Кореец». «Асама», заметив бедственное положение русского крейсера и уже не опасаясь, что тот резко ускориться, совсем сбрасывает скорость и став точно носом против течения, комфортно расположившись на дистанции 20 кабельтов, от почти неподвижного «Варяга», усиливает огонь. Имитация боя закончилась. Началось избиение.
      Таким образом, 85 % своих повреждений «Варяг» получил даже не имитируя сопротивление врагу, он их получил в ходе своего бесславного бегства - добровольно став мишенью. Естественно, что бравый каперанг Руднев, в своих правдивых мемуарах описывает все, с точностью до наоборот, и даже вдохновенно врет в своем рапорте наместнику е.и.в. на Дальнем Востоке, что в ходе боя огнем «Варяга» потоплен один миноносец, повреждён крейсер «Асама» и уничтожен японский бронепалубный крейсер II класса «Такачихо». Следует заметить, что жертва «Варяга», не подозревая о своей гибели, прослужил до 17 октября 1914 года, когда был торпедирован вышедшим на прорыв из Циндао германским эсминцем «S-90».
      Примерно к 13:05 «Варягу», наконец удалось развернуться носом по направлению прямо на рейд и вот тут все наконец-то увидели, на что способен русский крейсер. Ни крен от подводной пробоины, ни залитая водой кочегарка, ни другие повреждения не помешали «Варягу» резко ускориться. Подошедший с юга, справа, «Кореец», изо всех сил старался не отставать. Японцы, уже не ожидавшие такой прыти, немного опешили, а когда бросились в погоню, было уже поздно - более тяжелая «Асама» разгонялась значительно медленнее.
      12:47/13:22 «Варяг» пересек границу международных вод, прекратив при этом огонь. Расстояние в 4 мили от о. Иодолми было пройдено за 17 минут. Относительная скорость около 15 узлов. Учитывая силу, теперь уже встречного течения, а так же то обстоятельство, что разгоняться пришлось практически с нуля, собственная скорость «Варягу» была около 18 узлов!
      Итак, на прорыв «Варяг» отважно «рвется» с черепашьей скоростью в 6 узлов.
     И бежит с поля боя, с максимально возможной при полученных повреждениях скоростью в 18 узлов.
      В порту начинается истеричная эвакуация русских кораблей, каперанг Руднев и тут проявляет чудеса трусости и глупости - «Кореец» взрывают, а практически целый «Варяг» топят на мелководье, причем на такой глубине, что при отливе половина крейсера видна из воды, что значительно облегчило японцам проведение подъемных работ.
      Наряду с трусостью, была еще одна веская причина героического поражения - в декабре 1903 года, выйдя из Порт-Артура, крейсер «Варяг», пользуясь удобным случаем, по пути в Чемульпо произвел у скалы Энкоунтер подготовительную стрельбу. Полтора часа вели огонь из всех орудий и пулеметов, маневрируя около двух сброшенных на воду щитов. Огонь вёлся на ходу 12.5 узлов, было выпущено 36 152-мм, 33 75-мм, 56 47-мм и 20 37-мм снарядов.
      В щиты попали 1 75-мм и 2 47-мм снаряда!
      В ходе «боя» команда «Варяга» не обеспечила даже тех минимальных показателей, которые были достигнуты на тренировочных стрельбах, когда комендоры «Варяга» все же попали 3 раза из 145, а в бою - ни разу из 1105! И как вообще можно было рассчитывать на хоть какие-то попадания, если дальномерщики русского крейсера определяли дистанцию в полуторакратной ошибкой?
      Наряду с этим я не утверждаю, что в Русско-Японскую войну не было многочисленных примеров реального русского героизма, служащего основой для достойных легенд. Но, большинство из них оказались как раз похоронены и затеряны в тени «варягов». Так практически забыты подвиги броненосцев «Император Александр III» и «Бородино», которые в Цусимском сражении не стремились «выйти из сферы огня», а вернули эскадру на боевой курс и погибли на нем с честью, не отвернув...
      Но любой школьник знает о «гордом красавце «Варяге»...

Выражаю благодарность за наводку kamerad makarih_203



Port-Arthur, Jan. 1905

история

Previous post Next post
Up