198. Краткие заметки об отдыхе в Санкт-Петербурге и окрестностях. Часть 2

Aug 16, 2014 21:35

Петергоф. Нижний парк

Петергоф, в переводе с немецкого, означает Петров двор. После снятия блокады Ленинграда в 1944 году он был переименован в Петродворец, но сейчас официально вернул своё первоначальное название. Неофициально его ещё называют «Столицей фонтанов», которую ежегодно посещают более трёх тысяч туристов.
Петергоф был основан Петром Великим в 1710 году как императорская загородная резиденция. Постепенно поблизости от строительства резиденции возникали Малая и Большая слобода, и полвека спустя Петергоф получил статус города.



Вид от дворца на фонтан "Самсон, раздирающий пасть льва"
Мы с сестрой прибыли около одиннадцати часов, чтобы насладиться маленьким спектаклем под названием «Утреннее включение фонтанов Петродворца». Предлагаю и вам присоединиться.


image Click to view



Наплыв туристов оказался так велик, что администрация музейного комплекса «Петергоф» на билетной кассе вывесила объявление, что на этой неделе доступ на экскурсии по дворцу осуществляется только для организованных групп. Таким образом, нам пришлось довольствоваться прогулкой по Нижнему парку с посещением малых дворцов: Марли, Эрмитаж...



Дворец Марли
Дворец Марли получил своё имя в память о посещении Петром I в 1717 году резиденции французских королей в Марли-ле-Руа под Парижем. Петергофский Марли и окружающие его пруды и сады не повторяют французский прототип; от него заимствованы общие композиционные решения и идея сочетания декоративного и хозяйственного предназначения парка.
Дворец Марли отличает особая скромность дворца относительно других построек Петергофского ансамбля. Первоначально Марли использовался для проживания знатных особ, гостивших в Петергофе. После смерти Петра I приобрёл мемориальный характер. Здесь долгое время хранился гардероб Петра I (впоследствии большая часть его передана в Эрмитаж) и другие личные вещи.
Предназначение марлинских прудов, опоясывающих дворец, было не только декоративным: в них содержалась рыба к царскому столу, привезённая из различных уголков России, а с 1724-го её здесь стали разводить. Марлинские пруды - своего рода действующий памятник. Традиция разводить рыбу возобновлена в наше время, и любители рыбной ловли могут провести досуг в Марли за любимым занятием.



Другой дворцовый павильон, который я на фотографиях обычно путаю с Марли, имеет название «Эрмитаж», что в переводе с французского означает «приют отшельника» или «место уединения», объясняет назначение дворца.



Изящный двухэтажный «Эрмитаж» предназначался для обедов в узком кругу приближенных или гостей. Уединенность павильона подчеркивалась рвом с действовавшим до конца XVIII века подъемным мостом. Служебные помещения - небольшая кухня и буфетная - располагались на первом этаже, чтобы слуги не подслушивали разговоры господ. На второй этаж можно было попасть только на подъемном кресле. По легенде, после того, как в этом кресле между этажами застрял Павел I, оно было заменено лестницей.
Второй этаж занимает парадный зал, где за особым столом проходили закрытые обеды императрицы и ее приближенных. Особенность стола на четырнадцать персон заключается в подъемном механизме, которым он снабжен. При помощи канатов и блоков опускалась и поднималась средняя часть стола и все тарелки.



Подъемный стол в парадном зале Эрмитажа
Смена кушаний и тарелок производилась по звону колокольчиков, шнурки от которых находились у каждого прибора. При помощи этого же механизма гости могли отправлять записки с заказами на тарелках на кухню в первом этаже.
Главная «затея» Эрмитажа - единственный в России подъемный стол - восстановлен для осмотра в июле 2009 года.

Описывать фонтаны Петергофа, напрасный труд. Это надо видеть воочию. Но коль скоро мы с вами посетили павильон Эрмитаж, то о парном к нему фонтане просто нельзя не упомянуть. Это «Львиный каскад», который показался настолько необычным для каскадного фонтана, что я заинтересовалась историей его создания.



Оказалось, что в идею обустройства Нижнего парка был положен принцип: каждому дворцу должен соответствовать каскад. Так, дворцу Марли соответствует каскад «Золотая гора», названный так потому, что вертикальная часть ступеней каскада отделана золоченым медным листом. Если смотреть на каскад снизу, стоя у подножия,  создается впечатление струящегося золотого потока.
Первоначальный проект каскада в ансамбле с Эрмитажем по каким-то причинам не был осуществлён. Лишь на рубеже веков (1799-1801 годы) по проекту архитектора Воронихина был сооружен первый каскад. Он представлял собой прямоугольный бассейн с водопадными уступами и с восемью плоскими фонтанными мраморными чашами.
Скульптурная группа изначально вместо львов имела статуи Геркулеса и Флоры, но уже через год они были заменены на бронзовых львов. Поэтому нет ничего удивительного, что сам каскад, до того именовавшийся Эрмитажным, получил новое название, сохранившееся до наших дней. А вот трёхстороннюю монументальную колоннаду из 14 восьмиметровых колонн тёмно-серого сердобольского гранита каскад получил ещё позже, во второй половине XIX века.
В промежутках между колоннами расположили 12 чаш, сделанных из мрамора, с одноструйными фонтанами. Снизу каскад декорировали маскаронами (маскарон - декоративный элемент архитектуры в виде головы животного или человека), которые расположились под каждой чашей. Посреди колоннады на горке из гранитных глыб была установлена статуя работы Ф. П. Толстого «Нимфа Аганипа».
Таким образом, получается, что из прежнего декора до сегодняшнего дня сохранились только львы, из пастей которых изливаются струи воды.

Питер. Исаакиевский собор

Несмотря на то, что я неоднократно бывала в Ленинграде, а потом и в Санкт-Петербурге, на экскурсию в Исаакиевский собор попала впервые. То его реставрировали, то был нерабочий день. На этот раз всё же свершилось.



Исаакиевский собор
Приятный молодой человек, назвавшийся Андреем, не только привычно рассказал удивительную историю возведения храма и обо всех хитросплетениях его дальнейшей судьбы, но и подробно ответил на многочисленные вопросы экскурсантов, за что огромное ему спасибо.
А история первого и, пожалуй, самого знаменитого собора Петербурга действительно многогранна. Не буду на этом останавливаться подробно, так как история эта очень длинная, замечу лишь, что это первый собор, заложенный в строящемся Санкт-Петербурге. На то был соответствующий указ царя Петра. А освящён он был во имя преподобного Исаакия Далматского, почитаемого Петром I святого (император родился в день его памяти - 30 мая по юлианскому календарю).
Собор трижды перестраивался, пока стал таким, каким я его увидела и хочу показать вам.



Центральная композиция собора
Обратите внимание на пилястры (пилястры - выступы в стенах, в данном случае в виде полукруглых колонн) центральной композиции собора. Синие пилястры выполнены из лазурита, а зелёные - из малахита.


Витраж главного алтаря «Воскресение Христа»
В интерьер православного храма был включён витраж (витраж - произведение декоративного искусства из цветного стекла) - изначально элемент убранства исключительно католических церквей. Однако, изображение Воскресшего Спасителя в окне главного алтаря было одобрено Священным Синодом и лично императором Николаем I.
Витраж «Воскресший Христос» в алтарном окне Исаакиевского собора выполнен в стиле итальянского Возрождения, его площадь - 28,5 кв. м. Это один из наиболее крупных витражей Европы.



Плафон центрального купола «Богоматерь в окружении святых» росписи Карла Брюллова
В Исаакиевском соборе представлено уникальное собрание монументальной живописи первой половины XIX века - 150 панно и картин. Согласно распределению работ Карл Брюллов расписал главный купол (самая большая композиция площадью 800 квадратных метров).
Сегодня под куполом снова парит серебряный голубь, символ Святого Духа. После революции на месте голубя висел маятник Фуко, один из экспонатов антирелигиозного музея, созданного в храме после его закрытия (с конца 30-х годов XX века - Историкохудожественного музея).



Детали оформления интерьера
Из-за перепада температур в соборе (так как площадь помещения велика), высокой влажности и отсутствия вентиляции сложились неблагоприятные условия для сохранения росписей в первозданном виде - при декорировании внутренних помещений с 1851 года было решено для оформления интерьера использовать мозаику. Создание мозаичных панно продолжалось до начала Первой мировой войны. Потом долгое время не было возможности продолжать эту работу, а после Второй мировой войны в соборе были созданы условия для равномерного отопления всего помещения в осеннее-зимний период и надобность в замене полотен на мозаику отпала.
Сегодня мозаичные и живописные работы соседствуют друг с другом и даже специалистам на расстоянии нескольких метров не под силу отличить, где какое качество изображений.

На этом сегодня закончу, друзья. Завершение рассказа о посещении северной столицы - завтра.

Валентина Бунева

дворцы и усадьбы, Санкт-Петербург, фонтаны, парки и скверы, путешествия

Previous post Next post
Up