Я езжу по южному берегу Крыма, - не Крым, а копия древнего рая!
Какая фауна, флора и климат! Пою, восторгаясь и озирая.
Огромное синее, черное море. Часы и дни берегами едем…
В. В. Маяковский
В конце прошлого года в библиотеку поступили две книги Галины Николаевны Кунцевской из серии «Крым в русской литературе». Она филолог-преподаватель русского языка и литературы, многие годы проработавшая в системе образования Севастополя. В настоящее время возглавляет Севастопольское городское отделение Детского фонда Украины. Галина Николаевна рассказывает: «Еще студенткой я открыла для себя красоту крымской земли и поняла, что хочу об этом писать. Читая курс русской литературы на факультете журналистики Черноморского филиала МГУ, поняла, что в отличие от московской профессуры должна говорить студентам о Крыме. Но в нашем крымоведении оказалось на удивление мало литературы. Родилась идея создать учебно-методическое пособие для студентов. Со временем идея трансформировалась в издание серии книг, которые смогут стать полезными и для школьных учителей, и для преподавателей вузов, и для заинтересованных читателей».
Основная цель книг серии - показать исконную связь Крыма с русской культурой и то, какой след Россия оставила на этой земле.
К сегодняшнему дню в серии вышли две книги и обе теперь в нашем фонде:
Кунцевская, Г. Н. Благословенная Таврида : Крым глазами великих русских писателей : [Т. 1] / Г. Н. Кунцевская. - М. : Северсталь [и др.], 2011. - 391 с. - (Серия "Крым в русской литературе").
В этой книге автор рассказывает о роли Крыма в личной судьбе и творчестве А. С. Пушкина, А. С. Грибоедова, Н. В. Гоголя, Л. Н. Толстого, Н. А. Некрасова, А. П. Чехова, М. Горького, А. И. Куприна, И. А. Бунина.
Кунцевская, Г. Н. Неповторимый Крым : Крым в судьбе и творчестве русских писателей : [Т. 2] / Г. Н. Кунцевская. - М. : Северсталь [и др.], 2011. - 363 с. - (Серия "Крым в русской литературе").
Здесь продолжается рассказ о пребывании русских писателей на полуострове. В хронологической последовательности отображено, как в судьбе и творчестве В. Г. Короленко, А. Л. Ахматовой, В. В. Набокова, М. А. Волошина. М. И. Цветаевой, В. В. Вересаева, И. С. Шмелева, М. А. Булгакова, В. В. Маяковского, А. С. Грина, К. Г. Паустовского отразился Крым, охватывая период первого десятилетия до шестидесятых годов XX века.
Обе книги красочно иллюстрированы репродукциями картин известных художников XIX века И. Айвазовского, Н. Чернецова, К. Боссоли, И. Левитана, К. Коровина, А. Куинджи, И. Шишкина, В. Д. Поленова и др., запечатлевших полуостров в то же время, что и литературные классики. Вторая книга сопровождается CD-диском (На CD отражено содержание обеих книг серии).
После прочтения эти замечательных книг и просмотра диска на меня сразу нахлынули воспоминания, которые захотелось запечатлеть в небольшом эссе, сопроводив его иллюстрациями из книг.
Впервые я побывала в Крыму и городе Севастополе (там служил мой брат) в 1975 году. Севастополь моряки называют белым городом, потому что многие строения там, построены из Альминского белого камня.
И вот первые впечатления о городе: при заходе в бухту появляется белокаменный Севастополь, ярко освященный солнцем, как будто бы выросший из скалистых гор. Город пережил две обороны и несколько войн (в Крымскую войну среди защитников был Лев Николаевич Толстой).
Во время Великой Отечественной войны
первые удары врагов по Крыму достались именно Севастополю, и он был разрушен. Оставалось всего четыре или пять домов, но город отстраивался заново и возрождался.
Севастополь справедливо носит звание «город-герой», получив его одним из первых - одновременно с Москвой и Ленинградом. Множество мемориалов, памятников и обелисков хранят память о героизме наших предков. Я посещала панораму «Оборона Севастополя 1854-1855гг.»
и диораму «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 года», была на Братском кладбище, где похоронены защитники Севастополя обоих войн.
Одно из самых ярких стихотворений Афанасия Фета «Севастопольское братское кладбище» посвящено ему:
Какой тут дышит мир! Какая славы тризна
Средь кипарисов, мирт и каменных гробов!
Рукою набожной сложила здесь отчизна
Священный прах своих сынов.
Они и под землей отвагой прежней дышат...
Боюсь, мои стопы покой их возмутят,
И мнится, все они шаги живого слышат,
Но лишь молитвенно молчат.
Счастливцы! Высшею пылали вы любовью:
Тут что ни мавзолей, ни надпись - всё боец,
И рядом улеглись, своей залиты кровью,
И дед со внуком, и отец.
Из каменных гробов их голос вечно слышен,
Им внуков поучать навеки суждено,
Их слава так чиста, их жребий так возвышен,
Что им завидовать грешно...
Конечно же, юношеские впечатления не так ярки, как мои последующие посещения этого Крыма. Но я до сих пор вспоминаю Балаклаву, которая совсем не похожа ни на какое другое место: там нет пляжей, и вода подходит к самым тротуарам. Куприн называл Балаклаву «оригинальнейшим уголком пестрой русской империи», и лучше, чем он, Балаклаву до сих пор никто не описал.
Для Куприна она была «землей обетованной» именно здесь он мечтал построить дом и поселиться, посадив свой сад. (Мечте не суждено было сбыться, писателю запретили жить в Балаклаве, за очень нелестные эпитеты в адрес Главкома Черноморского флота.)
И вот в 2009 году я узнала из СМИ, что благодарные потомки поставили Александру Куприну на набережной Балаклавы памятник, сохранив под ним даже кусочек брусчатки, которая лежала здесь в те времена.
Писатель стоит на пристани, опираясь на парапет, сняв шляпу. Он смотрит вдаль бухты и как будто ждет, что скоро появятся на горизонте Балаклавские рыбаки, с которыми он ходил в море, и о которых писал. В последующие годы я неоднократно посещала Крым. Супруга моего брата в те времена работала экскурсоводом по южному берегу Крыма, и я объездила с экскурсиями почти все побережье. Думаю, мало каким городам Крым уступает по количеству достопримечательностей.
В Ялтинском доме-музее А. П. Чехова, где все деревья и кустарники посажены руками писателя,
у меня было неудержимое желание дотронуться до ствола и почувствовать тепло чеховских рук. В саду и доме буквально ощущалось живое присутствие Антона Павловича и его сестры Марии.
В Херсонесе я побродила среди раскопок древнего греческого города.
Побывала я и в Никитском ботаническом саду. В 1811 году, по ходатайству херсонского военного губернатора А. Э. Ришелье, царь подписал указ, разрешающий устроить в «полуденной части Крыма» казённый сад (ассигновав на это до 10 000 рублей ежегодно). После революции, когда советское правительство поставило задачу максимального снабжения населения свежими фруктами и овощами, в Никитском саду начинается создание нового сортимента плодов, пригодных, в частности, и для консервации. Когда же началась Великая Отечественная война, все усилия сотрудников были направлены на помощь фронту. Здесь изготовлялись воспламенители для горючих смесей, применявшихся тогда против вражеских танков, и велись усиленные заготовки лекарственных растений. Сейчас Никитский сад является Национальным научным центром Украины.
Большое впечатление произвели на меня не только города и сады Крыма, но и дворцы.
Это Ливадийский дворец творение зодчего Н.П. Краснова, создавшего чудо, над которым не властно время.
Удивляет и восхищает непростая судьба этого дворца. 16 июля 1922г. там был открыт Музей быта последней династии Романовых, где внутреннее убранство дворца было представлено в первоначальном виде, а в 1925 г. бывшая летняя царская резиденция стала первым в мире крестьянским курортом. И, как всем известно, в феврале 1945г. руководители трех союзных держав антигитлеровской коалиции, Сталин, Рузвельт и Черчилль, собирались здесь на конференцию.
Я думаю, что Крымский край необычен именно тем, что он многолик. На этом маленьком полуострове соседствуют незримо, все эпохи, например; эпохой романтизма прославилась бывшая усадьба князей Воронцовых - восхитительный памятник культуры в Алупке. Воронцовский дворец, строился с 1830 по 1848 г.г., как летняя резиденция видного государственного деятеля России, генерал-губернатора Новороссийского края графа М. С. Воронцова. Семья Воронцовых владела дворцом в Алупке вплоть до Октябрьской революции, после которой сооружение вместе с парком было национализировано. В 1921г. здесь был открыт музей, содержащий около 11 тыс. экспонатов. Наибольшую ценность среди них представляют произведения живописи западноевропейских мастеров XVI - XIX вв. и русских художников XIX в. Так же там представлены гарнитуры мебели и изделия из фарфора, собрание русской гравюры XVIII в. и декоративные вазы, часы и канделябры, и многое-многое другое. Воронцовский дворец поражает живописными строениями, колоннадой, возвышающийся над морем. Огромнейшее впечатление производит парк - это огромная территория, где все так гармонично и естественно. Просто не верится, что эти холмы и леса, водопады и поляны, рукотворны.
Те же чувства я испытала, побывав в Чуфут-Кале.
В горах люди вырубили пещеры, и не просто пещеры, а целый «пещерный город». За сотни метров очень крутого подъема, расположился Свято-Успенский монастырь, построенный в VIII веке
(в первую оборону Севастополя в монастыре размещался госпиталь для раненых). Мы поднимались в гору среди многовековых деревьев (похоже, что это миндаль), и вот в почти отвесных скалах мы увидели постройки. Как, они прикреплены к отвесным поверхностям гор? Просто не понятно. Говорят, что пещеры служили для хозяйственных нужд: хранения вина, продуктов, и только некоторые из них использовались как темницы. Пещеры, причудливых форм расположены в несколько ярусов, кажется, что это какие-то талисманы с дырочками, из мира великанов-исполинов на горном плато. На Чуфут-Кале находится мавзолей Джаныке, дочери хана Тохтамыша (восстановивший власть Золотой Орды над Москвой уже после Куликовской битвы), которая после смерти брата, управляла Кыркорским княжеством. И вот прямо за Мавзолеем произрастает стариннейшее дерево, говорят, что его корни лежат в самом сердце Джаныке. По преданию, если обнять ствол этого дерева и загадать желание, оно обязательно исполнится. Я обняла, загадала (пусть смеются скептики). Знаете, ведь исполнилось; я вновь приехала в Крым и побывала в Бахчисарае, с тайнами Ханского дворца и фонтаном слез.
Бахчисарайский дворец (бывший ханский) ныне превращенный в музей
- это национальная святыня крымско-татарского народа! Строительство ханского дворца строилось целое столетие. Бакче-Сарай (тюрк.) - «дворец в саду». Над огромными створками дворцовых ворот, находится резное изображение двух сплетающихся змей - это герб Гиреев, правителей Крымского ханства. Согласно легенде, на месте схватки двух змей, был заложен дворец. В углу дворца находится Бахчисарайский фонтан, он увенчан аркой с магометанским полумесяцем. Из множества отверстий фонтана, по каплям течёт вода (словно слёзы, которые не иссякают никогда). Когда то в 1975 году я писала сочинение на тему посещения Бахчисарая, ну и, конечно же, Бахчисарайского фонтана. Я предваряла сочинение следующими словами Саади Ширазского: «Многие, так же как и я, посещали сей фонтан, но иных уже нет, другие странствуют далече». Именно эти слова А.С.Пушкин поместил эпиграфом, к поэме «Бахчисарайский фонтан». И действительно, сколько же людей останавливалось у этого фонтана, и сколько чувств и мыслей, рождалось возле него!
«Фонтану Бахчисарайского дворца».
Фонтан любви, фонтан живой!
Принёс я в дар тебе две розы
Люблю немолчный говор твой
И поэтические слёзы.
Твоя серебряная пыль
Меня кропит росою хладной.
Ах, лейся, лейся, ключ отрадный,
Журчи, журчи свою мне быль...
Фонтан любви, фонтан печальный,
И я твой мрамор вопрошал:
Хвалу стране прочёл я дальней;
Но о Марии ты молчал...
А. С. Пушкин
Но мои посещения Крыма - это не только экскурсии, а солнце, пляж и море. Купались мы обычно на мысе Фиолент
(где путь к морю - это спуск по практически отвесной стене). Вот где кристально чистая вода и большая глубина. Мой брат очень хорошо нырял, обеспечивая нас деликатесным ужином в виде крабов и мидий. Ну, а загорали мы, конечно на (самом лучшем, как мне тогда казалось) песчаном пляже Учкуевка (мы тогда жили на Северной стороне Севастополя). Название пляжу дала деревня Уч-куя (Три колодца), находившаяся здесь в 18-19 вв. Протяженность пляжа где-то около 1 км и берег обращен к морю почти на северо-запад. С утра, пока нет прибоя, вода чистая и прозрачная.
И вот моё последнее посещение Крыма. В 1986 года на 4-м энергоблоке Чернобыльской АЭС произошёл взрыв, и я полетела в Севастополь, чтобы забрать моих племянниц из зоны заражения. Город утопал в цветах: тюльпаны и нарциссы, гиацинты и сирень, цвела черешня (куда до неё нашей скромнице-вишне). Великое разнообразие мимоз и акаций, которые цветут все весну и лето. Поднимаешься на пирс, море ярко-синее и «выпуклое»: линия горизонта изогнутая, в форме полусферы.
Сейчас, по истечении времени, я вспоминаю ещё одну особенность Севастополя - его шумы: пение сигнальных труб на кораблях, куранты (с боем «Легендарный Севастополь»), чайки с криками и звуки прибоя. С той поры я так больше и не посетила этот прекрасный город, но для меня он навсегда остался в двух словах: «познавательно» и «памятно».
Закончу свои воспоминания, стихами Ольги Берггольц
Севастополь
Белый город, синие заливы, на высоких мачтах - огоньки...
Нет, я буду все-таки счастливой, многим неудачам вопреки.
Ни потери, ни тоска, ни горе с милою землей не разлучат,
Где такое трепетное море кропотливо трудится, ворча,
Где орлы и планеры летают, где любому камешку - сиять,
Где ничто-ничто не исчезает и не возвращается опять.
зав. сектором отдела организации и сохранности фондов Марина Комарова