Формулируя в декабре прошлого года идею III Красноярского международного музыкального фестиваля стран Азиатско-Тихоокеанского региона, Геннадий Рукша говорил о Красноярске как о перекрестке, диалоге культур, а Елена Паздникова на пресс-конференции, где были подведены итоги фестиваля, основной его задачей назвала интеграцию Красноярского края в международное культурное пространство. В материалах о фестивале звучало и «полилог культур». Еще бы не ПОЛИлог, ведь в фестивале приняли участие более двух с половиной тысяч артистов из 19-ти стран мира! При этом действующий министр культуры обещала предпринять все усилия, чтобы следующий, четвертый, фестиваль в 2014 г. стал ещё более масштабным. Куда уж, казалось бы!
Намерение развивать традицию и проводить фестиваль через два года порадовало. Даже возникла мысль, что отпуска-то летние в годы проведения фестиваля нужно рассчитывать, учитывая даты фестивальных дней. В этом году могла ведь и уехать из города как раз на этот период, но рада, что поездка была отложена.
Перекресток, диалог культур - это, в конце концов, все об общении, коммуникациях между людьми (в данном случае, из разных стран!), в котором разнообразные проявления культуры играют роль отправной точки, среды и детонатора. И такое общение по-настоящему состоялось. Красноярск действительно стал единой фестивальной «площадкой», а фестиваль, в самом деле, без преувеличений, «зажигал» этим летом, зажигал всех, кто открывался ему.
Фотовзгляд
отсюда В упомянутом интервью Геннадий Рукша анонсировал фестиваль как сверхдемократичный, так оно и получилось - во-первых, потому что строго музыкальным он не был: разные искусства и жанры были представлены, а во-вторых, большинство артистов выступили на открытых площадках. Последнее показалось очень важным, и, наверное, благодаря этому фестивалил город вообще, а не только завсегдатаи концертных залов.
У меня здесь возникла аналогия с КРЯККом (Красноярской ярмаркой книжной культуры). Ведь и до нее проходили традиционные литературные форумы в Красноярске (Астафьевские чтения, в первую очередь), но они были академическими, узковедомственными что ли, но не были «народными», большинство горожан о них и не знали. КРЯКК же своими событиями, книгами, которых в наших магазинах не купишь, затягивал в себя всех. В этом смысле книжная ярмарка инновационна. Таким же должен был стать фестиваль (из московского же интервью Рукши), и он стал таким!
Как красноярцы «зажигались», воспринимая привезенное к нам искусство, можно было, наверное, наблюдать на всех 16-ти площадках. Мне довелось и наблюдать, и почувствовать это вовлечение в мир ритмов и мощной энергетики, буквально лившейся со сцены, 1 июля во время 9-часового (!) концерта на Театральной площади. И особенно, когда начала свое выступление мексиканская группа
«Памаланга». Их музыка, относимая к направлению фьюжн (смешение разных стилей), буквально забирала в себя и в то же время создавала физически ощущаемое пространство свободы для слушающих. Впрочем, последних так называть было бы неправильно: стоять и слушать было просто невозможно, тело само раскрепощалось и начинало двигаться как-то очень кстати. И никакой скованности: хватаешься за эти звуки, как за веревки незримой качели, и они тебя несут-раскачивают. И такая правильная радость: офисная, зажатая в тиски компьютерной позы физика начинает творчески жить в движении под музыку (танце, то есть), просыпается телесный интеллект и интуиция, отзывчивые на безотказно действующие ритмы латино, джаза, регги и еще много чего (фьюжн же). Потому и не сняла на видео полностью выступление Памаланги - они исполнили пять-шесть вещей. Танцевала! И вот тут тоже пространство диалога возникает - уже между воспринимающими искусство и откликающимися на него. Вдруг заметила, что жестами меня приглашает ближе к сцене прямо-таки сияюще улыбающаяся «танцовщица» из публики. Она, заметив во мне близкое настроение, и испытывая потребность эмоционального общения в танце, призывала в свой круг.
И музыканты на сцене импровизировали, общались друг с другом - в первую очередь, посредством инструментов: двух гитар, скрипки, ударных, трубы, клавиш, голоса. (Голос вокалиста как инструмент был в полной мере услышан позже, на другом концерте - группы «Шакти».) Весьма интересной была и форма: театрализация, юмор в движении, интонациях и мимике, очевидно, являются особенностью языка группы.
Посмотрела в инете о Памаланге - кое-что есть, но мало. Оказалось, группа молодая, создана в 2004-м, в 2006-м был выпущен первый альбом (видимо, именно он был подарен во время концерта обладательнице вовремя протянутой руки). ««Pamalanga» … в своей музыке сочетает достижения современной поп-музыки с энергетикой, свежестью и теплотой традиционной world music. В 2006 году «Pamalanga» выпустила свой первый альбом, который журнал «Music Lifе» охарактеризовал как «по-настоящему мультикультурный музыкальный фьюжн, без границ». Группа активно выступает на различных фестивалях вместе с известными группами из Латинской Америки и Европы. По версии телеканала Indirecto.tv «Pamalanga» стала «Лучшей фьюжн-группой Латинской Америки 2011 года». «Какой ветер вдохновляет музыкантов "Памаланги"? Где рождается их музыка? Они извлекают ее отовсюду: из шепота листвы, дыхания ветра, шума улиц, из любого звука… "Памаланга" - это музыка для всех, для каждого из нас…» (David Soraiz )» (
отсюда).
А еще, творчество «Памаланги» было признано журналом «Life Music» «музыкальным слиянием культур, не знающим границ». Как было не пригласить группу на фестиваль, основная задача которого диалог культур? У них, в самом деле, смешивается все: джаз, поп, рок, фолк, регги, фанк, металл, R&B, хип-хоп, электронная музыка и этника. Ну да ладно, лучше один раз увидеть и услышать.
Памаланга. Видео с концерта на Театральной площади в Красноярске (не стала вырезать первые 3 минуты подготовки музыкантов):
Click to view
Впечатлениями от выступлений группы в Красноярске в интернете делимся не только мы.
Увы, в гала-концерте, что состоялся в этот же день вечером в БКЗ, группа не принимала участие, хотя в июньском репертуаре филармонии была заявлена как один из основных «гвоздей» программы.
Программа фестиваля была весьма насыщенной. К сожалению, посетить удалось не все концерты (выставки, кинопоказы, спектакли…), которые хотелось. Не попала на японских барабанщиков
«Sanshu Asuke Taiko», на сольный концерт
Нанаэ Ёшимуры, игравшей на кото. Не удалось и торжественное закрытие увидеть. Вывод: о билетах на события фестиваля нужно заботиться заранее. Утешением стала возможность увидеть выступления этих коллективов и солистов на уличных площадках и на гала-концерте. (Впрочем, на последнем Нанаэ Ёшимуры не было, не было и Духового оркестра Правительства Тывы, да и не только их.) Но все же, ряд концертов посетить получилось: часть открытия, четыре часа из 9-часового концерта на Театральной площади 1 июля, в этот же день гала-концерт в БКЗ и 3 июля просто фантастический концерт Джона Маклафлина и группы «Remember Shakti» (о нем расскажу отдельно).
Поразили многие. Барабанщики из «Sanshu Asuke Taiko» из Тойоты удивили какой-то спортивно-боевой решимостью. Они играли, стоя в два ряда, а казалось, что бегут. Выражения лиц были азартными, их можно было разглядеть благодаря новинке в оборудовании Большого концертного зала - огромным экранам по обеим сторонам сцены. Оказывается, это традиция тайко - искусство игры на ударных, требующее общей концентрации тела и разума.
Духовой оркестр Правительства Тывы. Их выступление на открытии фестиваля - этакий экшн. Недюженная мужская энергия в основном физически сильных молодых людей, мощная экспрессия. Да что там говорить, фотографии это впечатление в достаточной мере передают:
Оркестр казахских народных инструментов Кустанайской областной филармонии посчастливилось послушать и на Театральной площади, и в гала-концерте. Настойчиво возникали образы скачущей по степи конницы: динамика, неотвратимость, нарастающий ритм. Хочется еще послушать этот коллектив.
Музыканты филиппинской группы щипковых струнных инструментов
«Celso Espejo» исполняли национальные фольклорные композиции, музыку зарубежных (в том числе, русских классиков). Хотелось вглядываться в их лица: в них мир, покой, радость и доброе, дружественное отношение к красноярским слушателям.
Click to view
Click to view
Невозможно было не испытать ощущение диалога (и в особенности, готовности к диалогу там, на сцене), когда играла группа
Китайского Национального оркестра. Опять лица: какая-то прилежность, любовь к исполняемой музыке и открытость тем, кому дарится искусство.
Click to view
Театр танца и костюма
"Эдегей". Нет предела достоинству этих степных цариц:
Бесплатный концерт Ванессы Мэй, на котором, казалось, был весь Красноярск, Независимое информационное агентство
назвало выступлением хэдлайнера. (Вторым хэдлайнером агентство назвало, конечно же, концерт Джона Маклафлина и группы «Remember Shakti».)
Концерт оказался масштабным и желанным. На
фотографиях с крыши от
feelekэто хорошо видно. Концерт уже начался, а люди все продолжали идти к площади.
Звук был неплохой. Только вот жаль, что именно на этом концерте не использовались экраны так, как их следовало применять - транслировать изображение знаменитой скрипачки так, чтобы можно было разглядеть ее лицо, скрипку, движение рук. Увы, на дисплеях можно было видеть практически то же, что мы видели издали - лишь сцену и силуэт в белом платье.
Атмосфера же была приятной, свободной. Люди не только стояли перед сценой, но и сидели на газонах.
Видео концерта Ванессы Мэй от 1 канала можно
посмотреть.
Представление о фестивале можно дополнить еще несколькими видео и подборками фото:
Церемония закрытия на ДЕЛЬФИК ТВВидеосюжет ТВ СФУФоторепортажи с фестиваляИз истории фестиваля Официальный сайт фестиваля Буду с нетерпением ждать следующего, четвертого, АТФестиваля. Кажется, в городе появилось еще одно культурное событие, которое можно ждать год-два. (Первым таким для меня несколько лет назад стал КРЯКК.)