Всесоюзное признание и любовь ему принесли роли в таких фильмах как «Начальник Чукотки», «Большая перемена» и «Гостья из будущего», однако сам актер не считал их любимыми и до последнего был верен принципу - не идти на поводу у зрителя.
Единственным своим настоящим успехом Михаил Кононов называл небольшую роль в картине «Андрей Рублёв», а многочисленные предложения сыграть в новых российских сериалах отвергал, несмотря на полунищенское существование в последние годы.
Скорая слава
Михаил Иванович Кононов еще в школе не просто выступал на сцене, а готовил целые эстрадные программы, пользующиеся большим успехом у сверстников. Именно школьная самодеятельность и привела Кононова в театральное училище.
Свои первые роли в кино он получил, будучи студентом Щепкинского училища. Актер дебютировал ролью бесхитростного паренька Витьки в мелодраме Ивана Пырьева «Наш общий друг». Впоследствии в этом амплуа он появлялся во многих своих ролях: Кольки - в лирической киноповести Исидора Анненского «Первый троллейбус», Витьки Аникина - в фильме Михаила Калика «До свидания, мальчики!», Алеши Семенова в картине Глеба Панфилова «В огне брода нет» и др.
С первого появления на экране популярность Кононова начала расти и достигла своего пика в 1966 году, когда на экранах появилась историко-революционная трагикомедия «Начальник Чукотки». В ней Кононов предстал в роли ревкомовского писаря Алексея. В этом же году на экраны вышла еще одна картина с его участием - драма Андрея Тарковского «Андрей Рублев». Небольшая роль Фомы принесла актеру долгожданное признание в профессиональной среде.
Искренний в кадре
В 70-х Михаил Кононов смог попробовать себя в образе строгого учителя Нестора Петровича на съемках телесериала «Большая перемена». Позднее актер вспоминал, что пришел в ужас, прочитав сценарий картины. «Тогда я сказал себе, если смогу преодолеть это, значит, я крепкий актер. Мне кажется, я справился с этой ролью. Естественно, при помощи блистательных актеров, которые играли в фильме», - говорил Кононов.
По словам коллег Кононова, он не играл, он жил в кадре. На съемочной площадке он отдавал себя искусству, в жизни же был закрытым и серьезным человеком. Супруга актера, Наталья Павловна, с которой он прожил 38 лет, рассказывала, как часто звала его в молодости погулять и повеселиться, но Кононов предпочитал остаться дома и просто почитать книгу. «Через много лет, когда уже сам Миша предлагал куда-нибудь выйти, я спокойно отвечала, нам лучше остаться дома и почитать книгу», - вспоминает Наталья Павловна.
Беспроигрышная искренность Кононова помогала ему играть и в детском кино. Один из самых ярких образов, Яшки-писаря, актеру удалось создать в 1975 году в фильме-сказке «Финист - Ясный Сокол».
Позднее Кононов появился в непривычном для себя образе коварного и хитрого космического пирата Крыса в детском фантастическом фильме «Гостья из будущего», а также в роли злого начальника королевской стражи по имени Грызун в фильме «Пока идут часы». Чтобы вжиться в образ Грызуна Михаил Иванович придумал прикрепить железные пластины на клыки. Однако эта затея стоила ему впоследствии здоровья. Пластинами актер стер эмаль на зубах и потом долго лечился.
Последние роли
С конца 80-х годов актер стал появляться на экране все реже. В 1989 году он сыграл офицера КГБ у Юрия Кары в «Пирах Валтасара», а в 1992 году - маршала Ворошилова в драме «Ближний круг».
Последней и одной из лучших работ Кононова стал эпизод в сериале Глеба Панфилова «В круге первом» (2006) по книге Солженицына. В этом фильме Михаил Иванович снимался, когда был уже сильно болен. «Миша говорил там так, что каждое его слово пронзало сердце, но, к сожалению, никто из кинокритиков не заметил и не отметил это», - рассказывает Инна Чурикова, работавшая с Кононовым над такими легендарными кинокартинами, как «Начало» и «В огне брода нет».
В последние годы актер мечтал закончить реконструкцию дома XIX века, купленного в деревне Бутырки под Можайском. Однако более чем скромной пенсии актеру не хватало даже на то, чтобы опубликовать автобиографию, в которой он «написал всю правду о своей жизни»: ни один издатель так и не согласился публиковать книгу бесплатно.
По словам актера, у него была возможность заработать немалые деньги, появись он хоть в одном из предложенных ему сериалов. Однако размениваться по мелочам и делать себе славу на безвкусице оказалось ниже той планки, которую поставили до него такие легендарные актеры как Олег Даль, Виталий Соломин, Виктор Павлов. «Я опираюсь на заповеди, с какими наше поколение относилось к искусству, - говорил он. - Поэтому, отчаянно не снимаюсь в сериалах, которые мне предлагают. Я читаю сценарии и отшатываюсь: это что-то из области “ужастиков”! Настолько всё непрофессионально и нелепо, что я не имею права позволить себе сниматься в такой дури. Во имя своих друзей, которых уже нет в живых».
Прости, жизнь, и прощай!
В книге с одноименным названием он рассказывает о тех трудностях, которые ему пришлось преодолеть после ухода из большого кино.
Новость о смерти мужа застала его супругу Наталью Павловну дома. Женщина вот уже несколько лет страдает от тяжелой болезни и почти не выходит из квартиры. По словам соседей, за полтора года жизни в Москве семью Кононовых практически никто не навещал.
С самого утра 16 июля на убитую горем женщину посыпался шквал звонков с соболезнованиями и предложениями о помощи, однако Наталья Павловна попросила соседей отключить телефон.
День после смерти мужа стал одним из самых тяжелых в жизни Натальи Кононовой. Несмотря на обещание Союза кинематографистов обеспечить организацию похорон, ей самой пришлось ехать в больницу, чтобы подписать отказ от вскрытия тела, ехать в загс за свидетельством о смерти, перевозить тело мужа из морга 20-й городской больницы в морг ЦКБ. Если бы не поддержка соседки супругов Антонины Петровны, измученной женщине было бы не под силу выдержать такие испытания. Однако для нее самое главное было - обеспечить проведение похорон так, чтобы «Мишу достойно проводить».
Вдова
Кремацию, а не традиционные похороны Наталья Павловна выбрала потому, что «так бы захотел Миша». Она все еще не может привыкнуть к тому, что мужа уже нет рядом:
- Странно… Я вот ловлю себя на мысли, что сегодня приду домой и расскажу Мише обо всем, что сегодня произошло. А его уже нет…
С любимым мужем Наталья Павловна прожила целых 38 лет. Михаил Иванович полностью изменил ее жизнь:
- Я любила повеселиться и часто звала Мишу со мной погулять. Но даже в молодости он был закрытым и серьезным человеком, поэтому на мои просьбы предлагал остаться дома и просто почитать книгу. Через много лет, когда уже сам Миша предлагал куда-нибудь выйти, я спокойно отвечала, нам лучше остаться дома и почитать книгу.
Нищета
В последние годы несчастья словно преследовали Кононовых: то Наталью Павловну положат в больницу на полгода, то Михаила Ивановича сразит очередной приступ. В 2001 году актера сильно избили неизвестные. С тех пор его постоянно мучили нестерпимые боли в ногах, порой он с трудом передвигался по комнате.
Нищенских пенсий Михаила Ивановича и Натальи Павловны не хватало даже на самое необходимое. В то же время на лечение актера были нужны огромные средства. Супругам пришлось продать свой дом в Подмосковье, который Михаил Иванович строил почти всю свою жизнь. На вырученные деньги Кононова определили сначала в элитную клинику, потом в больницу похуже. Но и эти средства скоро закончились. С каждым разом находить деньги на лечение было все труднее… А работать в современном кино Михаил Иванович считал ниже своего достоинства.
Последней картиной с его участием стал телефильм «В круге перовом» режиссера Глеба Панфилова, который вышел в 2003 году. После этого Михаил Иванович занялся написанием своих мемуаров. В них он рассказывал о дружбе с Олегом Далем и Виктором Павловым. Своим любимым режиссером Кононов называл Глеба Панфилова, а актрисой - Инну Чурикову. Актер несколько раз пытался отдать рукопись уже написанной книги в различные издательства, но получал отказ - везде нужны были большие деньги.
Так и остались мемуары народного артиста Кононова неопубликованными и только в виде макета.
Прощание
Последние дни перед смертью Михаил Кононов провел в терапевтическом отделении обычной московской клиники - больницы № 20. Его доставили в клинику на «скорой» и сразу положили в отдельную палату.
Поначалу актер почувствовал себя лучше, он стал выходить в коридор и общаться с другими пациентами, рассказывал им смешные истории, травил анекдоты. Медсестры отделения вспоминают, как временами слышали из палат веселый смех.
- А, это Кононов зашел, - улыбался медперсонал.
Михаил Иванович часто говорил с грустью в голосе, что хочет дожить хотя бы до 70 лет. Артист мечтал сняться в по настоящему хорошем фильме и наконец-то закончить и выпустить свою книгу.
Медики старались порадовать актера его любимым нехитрым деликатесом - все знали, что Михаилу Ивановичу очень нравится сырокопченая колбаска. Принимая угощение, он по-детски смущался и просил его не баловать.
Когда спрашивали: «Михал Иваныч, как у вас дела?» - он деловито отвечал: «Да какие у меня могут быть дела?!»
Однако спустя несколько дней состояние актера заметно ухудшилось. Он стал сторониться остальных пациентов и практически никуда не выходил из одиночной палаты.
- Он стоял в своей «характерной» позе: засунув руки в карманы, немного запрокинув голову, гордый, - вспоминает один из пациентов. - Я сразу узнал его по глазам - с такими же добрыми искорками, как в молодости.
В воскресенье Михаилу Ивановичу стало очень плохо. Кононов пожаловался врачам, что у него болят живот и ноги. Проходившие по коридору больные слышали, как из его палаты доносятся тяжелые стоны.
Дежурный врач, померив артисту давление и сняв кардиограмму, немедленно отправил его в реанимацию. 15 июля в 19.00 великий актер впал в кому и больше в себя не приходил.
Прах Михаила Кононова упокоился на Ваганьковском кладбище.
Фильмография
Фильмография:
1961 Наш общий друг
1963 Первый троллейбус
1963 Теперь пусть уходит
1964 До свидания, мальчики!
1966 Андрей Рублев («Страсти по Андрею»)
1966 Начальник Чукотки
1967 В огне брода нет (О Тане Теткиной и ее рисунках)
1968 На войне, как на войне
1969 Белый флюгер
1969 Новенький (новелла в киноальманахе «Мальчишки»)
1970 Начало
1971 Держись за облака
1971 Пятнадцатая весна («...Присвоить звание героя!»)
1971 Шутите?
1972 Большая перемена
1972 Здравствуй и прощай
1972 Красные пчелы
1973 Открытие (Рукопись академика Юрышева)
1975 Капитан Немо
1975 Финист - Ясный Сокол
1976 72 градуса ниже нуля
1976 Двадцать дней без войны
1976 Повесть о неизвестном актере
1976 Пока бьют часы
1976 Тайфун, фас!
1977 Кольца Альманзора
1978 Ищи ветра...
1978 Комедия ошибок
1978 Крепость
1978 Любовь и ярость
1978 Сибириада
1978 Только каплю души...
1979 Таежная повесть
1980 Иначе нельзя
1980 Расследование
1981 Андрей и злой чародей
1981 Без видимых причин
1981 Василий и Василиса
1981 Золотые рыбки (к/а «Полоса везения»)
1982 Безумный День Инженера Баркасова
1982 Братья
1982 Вокзал для двоих
1983 Век живи - век люби (новелла в к/а «Особый случай»)
1983 Гори, гори ясно...
1984 Гостья из будущего
1984 Один и без оружия
1986 Проделки в старинном духе
1987 Она с метлой, он в черной шляпе
1987 Первая встреча, последняя встреча
1987 Разорванный круг
1987 Христиане
1989 Пиры Валтасара, или ночь со Сталиным
1990 Здравия желаю!
1990 Царская охота
1991 Ближний круг
1991 Мементо мори
1992 Великий муравьиный путь
1992 Прекрасная незнакомка
1994 Курочка ряба
1997 Царевич Алексей
2000 Витрина
Источник: /nnm.ru