"- Вы, господа, напрасно ходите без калош в такую погоду, - перебил его наставительно Филипп Филиппович, - во-первых, вы простудитесь, а, во-вторых, вы наследили мне на коврах, а все ковры у меня персидские". (М.А.Булгаков. "Собачье сердце").
А ведь полезная штука была. Особенно по российской слякоти.
Немного из истории галош.
Первые упоминания о резиновой обуви или о неком ее подобии мы находим в связи с индейцами. Есть сведения, что они смачивали свою обувь соком каучукового дерева. По одной из версий именно из Южной Америки идея проникла в Европу, где первые галоши появились в начале 19 века.
В 1803 году на них был выдан патент человеку по имени Рэдли, который никак не мог вылечится от простуды, подхваченной им из-за вечной лондонской слякоти тех лет. От скуки он читал том "Галльской войны" Юлия Цезаря и узнал, что древние галлы для защиты от грязи носили защитные футляры для обуви "gallicae". Именно это и послужило толчком к созданию галош. Первые образцы были очень неудобны, так как в жару резина прилипала к обуви, а в холод трескалась.
Но все кардинально изменилось после открытия в 1839 году вулканизации каучука.
В России в связи в галошами произошла следующая история. В 1859 году в Петербург прибыл немецкий предприниматель Фердининд Краузкопф, который продавал продукцию американских производителей галош в Гамбурге. Еще до него в России были попытки производить галоши, но они не увенчались особым успехом по той же причине - не умели вулканизировать каучук.
В 1860 году Краузкопф открыл ТРАМ, или Товарищество российско-американской резиновой мануфактуры.
Предприятии выпускало большой ассортимент резиновых изделий и, конечно, "чехлы для обуви". Через несколько месяцев предприятие производило до 1000 пар галош в день. И ставка была верной, так как спрос на галоши был очень хорош и постоянно рос.
С 1888 года на галошах появился фирменный знак - треугольник с начальными буквами фирмы внутри, со временем слово «треугольник» стало являться названием фабрики - «Треугольник» (после революции - «Красный треугольник»).
Есть данные, что с 1900 по 1912 год выпуск резиновой обуви, а именно галош, вырос с 10 миллионов пар до 20 миллионов в год. При этом четверть продукции экспортировалась в Европу и США. Российские галоши носили по всей Европе.
После революции выпуск советских галош начался только в 1921 году, когда "Треугольник", а следом за ним и московский "Большевик" возобновили работу. Спрос был огромный, товар расходился мгновенно. На ниве рекламы московских галош трудились лучшие творческие силы страны - плакаты Маяковского и Родченко навеки остались в истории советского конструктивистского дизайна. Стремление всеми силами нарастить объемы производства часто вело к снижению качества производимой продукции. Это грозило стране валютными потерями - галоши были статьей экспорта Страны Советов. Марка "Треугольника" была хорошо известна за рубежом, но советские резиновые изделия уже не соответствовали западным требованиям. В августе 1930 года Совет торгпредства СССР в Германии, направляя завкому "Красного Треугольника" материалы по рекламациям, писал: "Мы дискредитируем в глазах иностранных покупателей нашу продукцию так, как если бы нашей задачей являлось не расширение, а сужение рынков сбыта для наших товаров".
Но всему когда-либо приходит конец, так он пришел и к моде на галоши. 50-60-е гг. прошлого века стали последним пиком популярности галош. Их выпускали и для мужчин, и для женщин, с ремешком вместо задника и гнездом для каблука. Но с появлением обуви на платформе, что «возвысило» женщин над грязью, галоши стали уходить в прошлое.... Ушли, но похоже, возвращаются.
Уже не первый раз обращаю внимание, что к нам снова возвращаются галоши. Стильно одетые молодые люди, а на ногах - галоши. На одном видел жёлтые, на другом зелёные...