Начало здесь:
Глава 1 3 сентября
Скрип Взрыв колеса, лужи и грязь дорог
Ночью тучи подкрались к самой земле, зацепились за нашу гору и обволокли ее плотным сырым туманом. Если можно так сказать, мы очутились посреди дождя, прямо внутри него. Непогода прочно и надолго закрепилась на большей части края.
Нам еще сильно повезло, что мы проскочили все речные броды до того, как циклон накрыл все Южное Забайкалья. Сейчас уровень воды в Газимуре поднялся больше на метр, и, окажись мы в районе Усть-Начина неделей позже, приключений у нас бы сильно прибавилось.
В 9 утра мы скатились с горы в долину, вынырнули из-под облака и со скрипом поехали дальше по намеченному маршруту.
Слово «скрип» в заголовке я зачеркнул, но на самом деле его было изрядно. Очень много. У меня заскрипела каретка, у Сереги педали, а у Коли уже давно хрустел и разваливался багажник, а потом еще и втулка переднего колеса. Прямо в дороге все чаще приходилось заниматься ремонтом.
«Случай на границе» (Калганского района). Коля чинит свой багажник
До с. Сава-Борзя ехали по грунтовой трассе, затем свернули на степную дорогу, ведущую к поселок Кличка. На этом участке у меня внезапно взорвалось заднее колесо - лопнула на выстрел поврежденная острыми камнями покрышка. Хорошо, что это случилось не на спуске, а на ровном участке дороге.
Тут думать надо - как ехать на таком колесе…
А вообще ситуация неприятная. Запасную покрышку еще раньше уже поменял Коля, и сейчас не оставалось другого варианта, как только зашивать и заклеивать дыру. И ехать тише и аккуратнее.
Пока дотянули до обеденного привала, пришлось еще пару раз менять камеру. (И не только мне).
Обедали на этот раз в совершенно неживописном месте, у околицы полуживой деревни Бутунтай, прямо на дороге.
Пожалуй, самое неуютное в мире место для обеда - дорога через с. Бутунтай
Как раз к этому моменту у Коли окончательно заклинила передняя втулка, и вдвоем с Антоном они занялись ремонтом. А я поменял местами переднюю и заднюю раненную покрышки. Антоха еще раз, более надежно заклеил порыв и уверил меня, что «теперь это колесо до Краснокаменска точно доедет».
А сегодня нам нужно доехать до Клички. Для этого нам придется перевалить Кличкинский хребет - весьма солидный, с крутыми затяжными подъемами.
И мы поехали… все время в гору. Спуски вроде бы, тоже были, такие же длинные, но они почему-то не так запомнились. Зато подъемы останутся в памяти навсегда.
Перевалов на пкти в Кличку несколько. Здесь мы на вершине одного из них
Ну и хочется сказать про непостоянство погоды. К вечеру, когда мы штурмовали Кличкинский хребет, в природе все переменилось в лучшую сторону, что и видно на фото:
В Кличку мы въехали уже на закате, в 19 часов. Я никогда прежде не был в Кличке, и представлял ее более комфортабельным местом. Такой она (уютной), по-видимому, прежде и была. Но сейчас….
Вся территория богата полиметаллами. Месторождения разрабатывались с царских времен и в соседней Губранждже, и в Бутунтае. Основной рудник находился в самой Кличке. После его закрытия (?) поселок пришел в полнейший упадок. Вид его мне показался поистине устрашающим - это какой-то просто эталон прогрессирующей российской разрухи. Также плохо только в негритянских кварталах Вашингтона - вот вам опять, пожалуйста, импортозамещение.
Целая улица брошенных 2-х, 3-х-этажек - первое, что бросилось в глаза на въезде в поселок. Побеленные дома без окон и дверей стоят вдоль дороги безжизненным строем, как караул из мертвецов, встречающий путешественников, которым не повезло. Мы до этого проехали кучу умирающих деревень, но такого тягостного впечатления и чувства безысходности, как от Клички, я нигде не испытывал.
В Кличке ночевать мы бы не остались ни при каких условиях (разве что в случае внезапной смерти кого-то из группы). Поэтому мы торопились найти колонку, набрать воды, купить кое-какие продукты и поскорей убраться из этой дыры. До ночи нужно было найти место для лагеря.
Поселок Кличка
Главное… (а, может, и не это главное, однако сильно удручает), окрестности Клички -сухая, сплошь замусоренная людьми степь, без воды. Редчайшие деревца, столбы, свалки, остатки строений, ямы, кучи земли, какие-то бугры и канавы…
Мы отъехали от поселка больше чем на 10 км, прежде чем нашли где устроиться на ночлег.
Дневной километраж - 81, 3 км.
… И снова заморосил дождь, давно же его не было - аж с 11 утра.
Продолжение:
Глава 13