Чина - Калар минус Калакан плюс Витим. Часть 9

Jan 14, 2014 12:06



Начало, Ч.1 здесь

9 июля 2013г. День девятый, на который мы доплыли до устья Калакана, а по дороге стали свидетелями того, как природа уничтожает охотничьи избушки.

Когда мы еще только собирались в поход и решали без чего можно обойтись, Коля Николаев попытался вычеркнуть из списка топор.  Но Саня Бянкин настоял, что это не лишняя тяжесть и сказал, что возьмет он его в любом случае. Оказывается, для Вскоре я узнал, что топор для Бянкина - это не прихоть, а инструмент самовыражения. Санино увлечение - топорная резьба по дереву, состоит в том, чтобы  где-нибудь на берегу речки найти подходящее дерево, и вырубить на его стволе какой-нибудь барельеф.
   За восемь предыдущих дней Саня еще ничего не создал, но сегодня пришло вдохновение, и с утра в лесу, наконец,  раздался «топор дровописца». Минут за тридцать на старой лиственнице появился лик дикой кошки.
1.


Если не считать нас с Колей, то первыми зрителями станут, видимо, эвенки - охотники. Они поедут здесь зимой по нартовой дороге, которая проходит как раз рядом. А, может, еще и до этого кто-то раньше сплавится по Калару.

2. Коля и Саня


Мне нравится такой художественный след от туристов. Не сравнить с дебильными вырезанными инициалами или именами.

3.


4.


На завтрак у нас вчерашние макароны по-флотски, позавчерашняя соленая рыба и вечно сегодняшняя водка (чача).

Сегодня стартовали в 13:25.
   С утра погода что-то задумала - запускала по небу перистые облака и грозилась неприятностями, но потом будто устала крутить и затихла. И река под стать погоде тоже успокоилась. Калар превратился в совершенно беззвучный темной поток, без перекатов и стремнин. Долина расширилась, горы отодвинулись от реки. Мы плыли теперь вдоль низких берегов, невысоких лесистых сопок и мрачных пологих гольцов.

5.


Вся природа замерла и в этом было что-то недоброе. Ни ветра, ни солнца, ни комаров, ни мошки. Река несет медленно, глубина огромная. Полную тишину иногда нарушае тонкий  писк  куличка, перелетающего вдоль берега, да всплеск упавшей в воду блесны. Но кажется, что даже рыба покинула эту реку.

6.


Время около 18 часов. Погода никак не стронется ни в ту, ни в другую сторону. Пасмурно, хотя дождя нет и, вроде, не намечается.
Калар течет единым руслом, и лишь изредка разветвляется. Один раз возле острова увидели трех сокжоев (северный олень), переходящих протоку.
    Начинаем присматриваться к берегам в поисках места для стоянки, но ничего подходящего нет, и в итоге решаем идти до устья Калакана.

Река постепенно меняет характер, оживает, ускоряется. Более интересными становятся берега - с низкими террасами, покрытыми толстым моховым одеялом. Местами много плавника. Кое-где целые завалы веток и бревен, которые река натащила во время паводка. Следы наводнений видны и в лесу - так далеко от русла вода затащила древесный мусор.

7.


8. Следы наводнения в лесу


На одном из левых притоков мы пристали к берегу и пошли искать обозначенное на карте зимовье. Оно построено в полукилометре от берега, и с воды его не видно.

9.


10.


К избушке подходит вездеходная дорога. Но само зимовье брошено. Видно, что некоторое время назад хозяин взялся его восстанавливать - собирался сменить сгнившую крышу. Заменил пару верхних венцов, накрыл сруб тентом, чтобы после продолжить работу. Но так и не продолжил по какой-то причине. Вода, естественно, попала в дом, пропитала все бревна насквозь. Все теперь покрыто слизью, зеленым грибком. На нарах стоят мешки с солью - все это промокло.

11.


12.


Видно, что эвенк готовился к охотничьему сезону, построил свежий лабаз, но и его не закончил. Без крыши на лабазе все вещи сгнили и заплесневели. Резиновая лодка, сохнущая на столбике возле зимовья, за зиму (может, не за одну) пришла в негодность.

13. Капканы


14. Правилка для шкурок


15. Недоделанный лабаз


Все, брошенное человеком, оставленное без присмотра, природа быстро превращает в прах.

16. Возвращаемся к реке, плывем дальше…


17. Все еще мрачновато…, но появились просветы.


Калакан - это большой левый приток. Мы приблизились к нему около 10 часов вечера. За несколько километров до его впадения Калар окончательно перестает ветвиться, идет одним мощным потоком. Берега становятся каменистыми. А в 1-1,5 км перед устьем Калакана на Каларе есть несколько серьезных порогов.

Погода к вечеру окончательно пробуждается. Серый пейзаж, казавшийсядо этого плоским, преображается и приобретает объемность. Солнце красиво освещает верхушку леса и галечные косы.

18.


19.


Перед опасным участком мы пристегиваем стремена в байдарке. Калар делает несколько поворотов, глубина реки здесь сумасшедшая, кажется, что дна вообще нет. Затем русло выпрямляется, и могучий поток несет нас к двухкаскадному порогу. Впереди нас вода бурлит и пенится. Мы влетаем в этот «кипяток», волны захлестывают по пояс, вода набирается в байдарку. Но все это длится лишь несколько секунд, и мы благополучно выкатываемся в гигантское улово глубиной, имеющее глубину  метров 7-8.  А слева в эту яму по каменным ступеням, почти что водопадом сливается  могучая водная лавина - устье Калакана.

Причаливаем на левый берег с высокой (метра четыре) террасой. Промокшие, замерзшие и голодные вытаскиваем вещи наверх и видим, что и здесь побывала вода в наводнение - повсюду наносы плавника. Но сейчас сухо. А яма в устье на вид - явное место обитания огромного тайменя. Возможно, не одного….

Продолжение следует

Калар Витим Забайкалье

Previous post Next post
Up