Экспедиция "За уходящим льдом Байкала - 2012". Часть 1

Jun 13, 2012 01:30

    Несколько дней назад я вернулся из экспедиции «За уходящим льдом Байкала - 2012» (или, проще «Ухлёд -2012»). Это десятидневный тур на корабле проводится ежегодно, начиная с 2006 г, и интересен он, в первую очередь, для фотографов. Суть его заключается в том, чтобы в конце мая - начале июня поснимать переходное состояние природы на Байкале, когда на воде есть еще остатки льда, а на берегах уже распускаются цветы.

1. Байкал. Май, 2012


Каждый год экспедиция начинается в одно и тоже время, но ситуация со сходом льда на Байкале из года в год не повторяется. В 2009 г мы совсем не увидели льда. А в 2010-ом корабли уперлись в ледяные поля уже в районе Малого Моря и не смогли пройти на север дальше Чивыркуя. К сожалению, «Ухлёд -2010» я пропустил. В 2011 г. льда вновь почти не было, но огромные торосы, похожие на айсберги, нам посчастливилось застать на Ушканьих островах. Иллюстрированный рассказ об экспедиции 2011 года находится здесь..
    Я надеялся, что мне повезет в нынешнем 2012-ом и отправился на «Ухлёд» в третий раз.
На корабле фотографу удобно путешествовать еще и потому, что есть возможность сразу по ходу дела разбирать отснятый материал. перебирать и обрабатывать снимки. А в 2011-ом я еще успевал во время похода писать путевые заметки, поэтому сразу по возвращении (что для меня не характерно) опубликовал в ЖЖ отчет.

В этот раз я вообще надеялся, что смогу делать записи в ЖЖ и публиковать фотографии прямо с Байкала. Поэтому я поспешил написать «на коленке» о старте экспедиции из офиса турфирмы «Байкальская виза» (см. предыдущий пост). Однако дальше дело не пошло из-за отсутствия интернета.

Итак, короче говоря, я теперь начинаю отчет «Ухлёд - 2012»

Байкал - это не просто озеро, это даже не море. Это какой-то огромный «водяной магнит». Побывав тут раз, обязательно хочется вернуться вновь в этот океан красоты и беззаботного праздника.
Слово «праздник» на Руси ассоциируется с яркими эмоциями, друзьями, весельем, пьяными людьми… Все это подходит для описания атмосферы, царящей в экспедициях «За уходящим льдом…», за исключением «пьяных людей». Хотя выпивается на Байкале всего не мало, но я не видел на кораблях пьяных в полном смысле этого слова. Веселых и забалдевших - да. Но не пьяных. Я нарочно подчеркиваю этот факт, дабы у читателя не создалось ложного впечатления об атмосфере «пьяного угара» в экспедиции, как выразился (-ась) один из участников «Ухльда -2012».
    Кому-то (и я даже точно знаю, как минимум одного такого человека) частое упоминание слова «водка», проходящего «красной нитью» через текст отчета, не понравится. Ну, а что делать!? Из песни слова не выкинешь также, как не прогонишь чаек с Байкала. Кстати, кого-то, возможно, коробит от слова «чайка», но не могу же я под каждого подстраиваться….. Посему Вашему вниманию предлагается:

Хроника байкальского опьянения - 2012

28 мая.
    Иркутск встретил прохладной погодой и еще более нерадостными рожами вокзальных таксистов. Бомбилы стеной загородили выход из подземного перехода: «Такси надо, недорого? Куда ехать?».
Такси нам не надо. «Байкальская виза» отправила микроавтобусы за группой «ходоков за льдом», прибывших из Красноярска (и заодно за мной). Красноярцы приезжают ежегодно во главе с Алексеем Снетковым. Почему-то на этот раз среди них нет Димы Шарова. Очень странно.
    - Лёша, а где Шаров? - удивляюсь я.
    - Я надеялся, что он сделает нам сюрприз и окажется сегодня здесь на вокзале.
    - Да? Как интересно! И я тоже ждал сюрприз: выйду с поезда, а здесь меня встречает моя жена, которая два дня назад передумала ехать в «Ухлёд -2012».

К нам подходит вокзальный таксист: «На Байкал собрались? Вспомните мои слова: там сейчас минус десять!». Хорошая новость. Минус десять - очень кстати, мы ведь отправляемся за байкальским льдом!
    Этот сюрприз не единственный. Следующая новость: Стас Леник - главный идеолог и организатор экспедиции - с нами не едет! Я как увидел Стаса в сером костюме и красном галстуке, так сразу и заподозрил неладное. Теперь есть опасность корабельной скуки.

Как быстро меняются обстоятельства! Вначале я должен был делить каюту со своей женой, потом планировалось, что со Стасом. Теперь моим сожителем Стас определяет журналиста иркутской областной газеты…. Я ничему не удивлюсь, даже если журналист вдруг окажется женщиной. Потому что Стас не постоянен, как байкальский ветер.
    Байкальский ветер - уже скоро. В 12 часов из Иркутска мы выезжаем на Малое Море (МРС) с заездом в супермаркет. Вино-водочный отдел - это святое, без него нечем будет бурханить и отдавать почести байкальским духам. А отказ бурханить чреват штормами, плохой погодой и отвратительным настроением, фактически, срывом экспедиции….
- Не переживай, - говорит Стас, ¬- мы с Илюхой третьего числа к вам в Чивыркуй приедем и все выпьем!

В общем, хоть и без Стаса, все равно едем!.... Кстати, а почему не едем!? - Уже 12:05

13:30 . Автобус движется по Иркутску. Аня Миронова (Кузеванова) - главный сопровождающий экспедиции - ломает голову над расселением пассажиров по каютам и раздает «посадочные билеты» на корабли. После рокировки - приятная сенсация: я поплыву на «Сибиряке»,ставшем уже почти родным, и в компании с самой Аней, с которой мы сдружились в прошлом «ледовом попоище».

12:45 Автобус подъезжает к супермаркету с большим отделом «Все для рыбалки и туризма на Байкале». Выбор тут широкий: одной только водки 20-30 видов. Главное, среди нах есть «Байкал» и «Русский лед». Изначальный мой план был: 4х0,5 Но теперь, окрыленный хорошей перспективой расселения на «Сибиряке», я беру несколько «кристаллов» «Русского льда» по формуле: 6х0,5 + 1х0,7.

13:00. За истекшие 15 минут расклад меняется. Я вновь потенциально оказываюсь на «Татьяне» в одной каюте с журналистом Борисом. К счастью, Борис - точно мужик.
Неужели янапрасно поменял формулу алкогольного закупа. Никто так хорошо, как Аня не знает всех тонкостей буРхального ритуала (не путать с бухальным)
Но мы еще далеки от байкальского моря, мы только едем, а на пути нас ждет обед в позной, где можно будет слить часть ненужной теперь водки.

14:00.  Пол часа назад мы въехали на территорию Усть-Ордынского бурятского автономного округа и теперь остановились возле особого места - бурхана, где необходимо осуществлять подношения духам. У местных бурят основная религия не буддизм, а шаманизм. По традиции нужно остановиться в этом особом месте и «с чистым сердцем и добрыми помыслами» правой рукой положить монетку на бурхан.

2. «Извините, что помешал вам деньги прятать»


3.Сигарета или конфетка - это тоже дары духам. А вот пустые бутылки - это, конечно же, мусор


4.


Сразу после того, как деньги были вложены, из темной тучи над нами полился мелкий дождь.
    - Духи услышали нас, - сказала Анна, и тут же, в подтверждение бухгалтерской проводки из этой же тучи посыпался колючий мелкий град.

Убедившись в четкой работе небесной канцелярии, мы поехали дальше со спокойной душой

15:00.  Баяндай. Кафе с неоригинальным названием «Дорожное», и рядом с ним «Радуга», «Экспресс» и просто «Позная +». «Плюс» к бурятским позам - это совершенно очевидно именно то, о чем мечтают путники всю дорогу. Короче говоря, в итоге ¬- минус одна бутылка водки из личных экспедиционных запасов… и мы едем дальше. На небе так же облачно, но уже не так грустно… Наступает легкое, практически незаметное опьянение.

16:20. Административная граница Ольхонского района. Пятиминутная остановка возле бурхана. В лесу лежит свежевыпавший снег, и это радует. До байкальского Малого Моря остался 1-1,5 часа пути

18:20. Последние 35 км дотряслись по грунтовке до МРС - поселка на берегу Байкала напротив о. Ольхон, и вот мы на берегу Байкала. Здесь нас ожидают корабли «Сибиряк», «Татьяна» и «Шаман». Начинаем грузиться на катера.

5.  Причал в МРС


19:15.  Корабли выходят в Малое Море и движутся напрямик к бухте Зундуки, без обычного захода на маломорские острова и минуя сам Ольхон.
    Из темных облаков спускаются дождевые струи, но ветра нет, Байкал не играет волнами, корабль не качает. Из рюмок ничего не расплескивается.

6. Такой погодой встретил нас Байкал


7. Мелкие острова Малого Моря


8. На камне сидят черные бакланы


Кают-кампания «Татьяны» размером меньше, чем на «Сибиряке», мы едва умещаемся за столом. Да и то Роме (гиду от «Байкальской визы») приходится сидеть в метре от еды.Ужин вкусный - спасибо коку Виктору. За столом не скучно, - спасибо нам всем.
    Пассажиры «Татьяны»: Борис Слепнев (иркутский журналист), Василий Сергеевич Маслюков (сотрудник Байкальского музея), братья Костя и Виктор из Подольска, - очень большие, рослые фотолюбители (каждый из них ростом около 190см и весом под 100кг), фотолюбительницы Татьяна, Лена, Денис (Дэн) с женой Светой (участники «Ухльда -2009 и -2010), Сергей Медведчиков (фото-преподаватель, участник «Ухльда - 2011).

9. Дэн и Света


10. Байкал для Дениса и Светы стал обручальным кольцом еще в 2009г


Капитан «Татьяны» - Анатолий Иванович, а помощника капитана зовут Иван Иванович.

11. Анатолий Иванович - капитан «Татьяны»


Когда тарелки пустеют, а скорость наполнения рюмок снижается, Сергей приступает к чтению своей первой лекции для нескольких участников фотошколы. Слушают его с интересом все, - даже не участники

22:50.  Пристаем к узкому галечному пляжу в бухте у мыса Зундук. Хорошо знакомое место. Погода тихая, волны нет, прохладно. Степень опьянения средняя.
    Глубокие сумерки, но в них я прекрасно различаю Анну, которая сообщает обидную новость: на «Сибиряке» у них ужасно весело. Можно подумать, что у нас на «Татьяне» скучно.

12. Ночевка на мысе Зундук


23:30. На берегу трещит и пылает костер, звучат песни под гитару, произносятся тосты и строятся творческие планы…

13.


29 мая
Рассвет в Зундуках
    Вечером, а точнее ночью у костра, договорились проснуться перед рассветом и шагать на фотосъемки….
    Рассвет наступил что-то слишком уж скоро, и как всегда, некстати - во время самой крепкой фазы сна.

Солнце вылезло из-за края горы, не совсем в том месте, где его ждали, и засветило прожектором в узкую щель между морем и низкими облаками.

14.


На мысе Зундук берег тянется узкой полоской, а за ним снова вода - болотистое озеро, в котором отражаются горы. Среди песка и гальки точат из земли робкие полевые маки и цветки сон-травы. В принципе можно попытаться что-то снять.
Пытаюсь что-то снять. Что-то снять не получается….

15.


16.


17.


18.


7:00. Ясное, местами туманное утро. Катера уходят от Зундуков к мысу Рытому. Байкал спокойный, на воде легкая рябь, сверкающая на солнце. Приморский хребет окутан облаками, заполнившими межгорные долины.

18.


Легкие облака приглушают и рассеивают солнечный свет, но отдельные жесткие его лучи прорываются к воде и создают на поверхности озера ослепительные блики и пятна. Мне очень нравится такое состояние Байкала.

19.


Мыс Рытый- «День сурка»
11:45.  «Сибиряк», а за ним «Татьяна» утыкаются носом в галечный берег мыса Рытого. «Шамана» с нами нет и не видно даже на горизонте. У Рытого дурная слава, «Шаман» на практике столкнулся с «нечистой силой» обитающих здесь духов, портивших оборудование корабля. Наверное, само слово «шаман»раздражает местных невидимых хозяев. Поэтому капитан «Шамана» Андрей », как говорит Аня, не подходит к Рытому мысу «по идейным соображениям». Непонятно по каким соображениям мы каждый раз пристаем к этому безликому месту.

20. Мыс Рытый


Заранее зная, что тут нечего снимать, я все равно спускаюсь на узкий пляж, бреду по нему вдоль воды, целюсь куда-то длиннофокусным объективом. Потом, в полном разочаровании меняю объектив на широкоугольный, но в итоге лишь еще больше впадаю в уныние. Все в точности повторяется, как в прошлом, позапрошлом…. Куража нет, и даже «пить совершенно не хочется».

21.


22.


Все эти проявления депрессии и плохого настроения, как утверждают специалисты, как раз таки и вызваны посещением «плохого энергетического места», коим является Рытый, а вовсе не , боже упаси, похмельем. Тут, говорят, даже НЛО обитают! Все кто видел летающие тарелки, были абсолютно трезвыми, причем с самого детства. Это и понятно; ведь пьяному должны мерещиться черти, а не светящиеся шары.

23. Катера у мыса Рытого


Через полчаса «день сурка» заканчивается. Поднимаемся на «Татьяну» и достаем стопки. Корабли идут по тихой воде дальше на север вдогонку за «Шаманом».

13:30. Сергей Медведчиков включает телевизор и показывает фотоученикам прекрасные пейзажи, снятые где угодно, только не на мысе Рытом.

Потом развлекаюсь фотографированием на палубе

24. Василий Сергеевич Маслюков


25. Мыс Покойники, если не ошибаюсь


26.


Бухта Заворотная
16:15. Бухта Заворотная глубоко вдается в берег и надежно защищена от ветров.
    Раньше в горах здесь добывали микрокварцит и сырье баржами увозили к железной дороге. Сейчас карьер заброшен, но к нему можно подняться по сохранившейся дороге, и со склона горы, с довольно большой высоты поглядеть на Байкал.
    В 2009-ом мы ходили наверх пешком, но вообще-то шагать не близко и поэтому гиды договариваются с местным водителем.

Я ухожу пешком, километра через два меня догоняет УАЗ.
    Дорога дважды пересекает ручей, на котором особо снимать нечего. Но снимать что-то надо:

27.


28.


29.


А наверху в плане фотографии - вообще полный облом. Солнце зашло за гору, вид на Байкал мутный…

30.


31.


18:30.  В итоге так ничего не сняв, возвращаюсь вниз пешком. Перед входом в поселок на полянке выложен оригинальная мозаичная композиция на тему трезвого образа жизни.

32. «Завязал!»


Это же сколько нужно выпить, чтобы до такого додуматься!

19:30. Под впечатлением от увиденного, раньше всех пришел на корабль и, не дожидаясь компании, немедленно выпил.

21:15. Позвонил Стас Леник (по спутниковому телефону), поинтересовался все ли мы достаточно пьяны и веселы. Я врать не стал, сказал: «Привет, Стас, очень рад тебя слышать»...

Продолжение Часть 2

Байкал

Previous post Next post
Up