Горелое лето 2010, июль, Великая Сушь.

Dec 08, 2014 18:30

Великая Сушь.
В тени подлокотники кресла пышут жаром, прутья клетки теплые, на солнце дорожки и плиты дорожек раскалены, земля с выгоревшей добела и дожелта травой тоже обжигает ступню. Градус придавливает к земле, едкий пот и жар едят глаза, под ручейками пота на теле вспухает мелкая чесучая потница, руки и плечи, похоже, погорели. Мысли поверхностны и испаряемы. Свежая поливка в тени мимолетно напоминает о существовании водоемов, на солнце - о наличие парной бани. Вода из шланга ошпаривает. С отчаяньем и злостью безрезультатно пытаешься доказать мужу, что кондиционер в этой единственной и неповторимой жизни может еще пригодиться, пусть и через 120 лет. На худой конец - хотя бы вентилятор.
Птицы сидят на горячей земле и не могут взлететь. Вымытая посуда не только мгновенно высыхает, но и раскаляется. Поливка имеет смысл лишь поздно вечером, когда +30 кажется благословенной прохладой.
Жутко устаешь от поливки. Никогда не думала, что любимое занятие превратится в каторгу, а от глубинной холодной воды заболит поясница. Остальная вода, в обычных поливочных емкостях, неприлично теплая или горячая. Спина то ли в тырзиках потницы, то ли подгорела, но чешется круглосуточно. Чешусь…




25 воскр.
Ночью было аж +13! Утром так хорошо - потом разжарилось. В Долгопе +35, вечером вернулась - у нас +30.
Это был двойной подвиг. Поехала с В. до Долгопы - он даже рюкзак донес (в нем был кабак и суп в банке), забыла взять лук, отправили Ю к машине за луком (с оптовки). Согласился, хотя Ксю говорит, что он вчера чуть тепловой удар не схватил, набегался. А у неё кровит шов. Потом пошли с Ю встречать Свету, бегали по солнцепёку, потом рванули домой - а она уже там!
Пожарила камбалу с вкусной икрой - потом они оба ели, и Ксю вспоминала, как в детстве я ей жарила камбалу. Потом Света рванула в Лианозово - «Там рынок лучше. В Долгопе рынок паршивый». А затем я рванула на тот же поезд, на котором она должна была вернуться, на 18 час. - «Вдвоем веселее». Со мной на горелом перроне (солн.сторона) стойко стоял Ю и загораживал меня телом от солнца, давая тень, без головного убора. Теперь к Ксю попаду нескоро, т.к. след.неделя будет еще более горелая, пережить бы. Мне даже стало страшно: +37 будет!!! Я позвонила Свете: многим людям будет плохо, а птицам и подавно… Она мне: молись, мне самой страшно, +37 к земле пригвождало.
Митрошу оставляла в комнате. Он, конечно, тут же полетел в темную спальню, и - по верхам. Пришлось звать В., он его поймал и выгнал в комнату. По счастью, он от клетки больше не улетал, по приезде нашел его внутри. В спальне +30. Света говорит, эта пекарня до конца лета, т.е. августа. Смотреть на округу страшно. Вот она, великая Сушь.
Спать нам вчера не дали - у магазина сборище, уснула под утро, когда можно было открыть дверь спальни и проветрить, но в 7-30 утра В. разбудил, было хорошо - влажно и облачно…
Ксю: 17-22: Папа звонил - познаем ад наяву - до +40 обещано… «А мне не надо другого ада, наказаний достаточно мне, это планета виноватых, а другого ада нет, ада нет…» Без комментариев. Держись».
Я: «Всё же ешь творог… При других условиях погодных и молоко было бы… Жалко папу в Москве и птиц!»
20-49: «Птиц больше - они не понимают. Погромыхивает, да снова мимо, поди. Мож хоть градус собьёт. А у вас? Имя никак не найду. Тупизм».
Я: «Север - чтоб градус сбить. Па тоже много чего не понимает. За поливку от Светы и меня респект».
Я: «Было 35, щас 30».
21-05: «У нас теперь поливает с неба, зы. «Дзамбар дзамбар кепл», однако, пришел, родимый, тьфу-тьфу, +30, запах моченой пыли».
26 пон.
Приближается ад… Сегодня пахнуло гарью, по-настоящему колбасила, поливала за забором! Но в Москве было +37. И еще В. сказал, что самая горячая точка - среда-четверг, а потом ветер сменится, будут ливни, кепл. Станет комфортной… Проверим.
После обеда крутились громыхучие тучки, и даже коротенький нечто типа ливня тужился 30 секунд и с помпой понты раскидывал. (Грядки больше не стану поливать хоть). И темп. стала аж +23, даже замерзла. А до того дурственно было, после обеда тошнило, давило, дышать невозможно, в глазах темнело.
Митрофанушка утром после зерен скорее вспрыгнул к травке. Вечерняя травка, разумеется, сухая. Тогда он прыгнул вниз и попил из поилки явно без удовольствия, а по необходимости. Значит, при наличии свежей сочной травы он действительно мог не пить из поилки.
Хожу в кофточке, не верится, что послезавтра до +40 дойдёт. В. говорит, в Москве было +37.
27 вторн.
Падает уже созревшая актинидия.




Подсолнушек мой хлопчики-воробчики уже клюют - пришлось сеткой замотать. А когда от Светы вернулась, на уч-ке было полно больших птиц - вроде молодые сорочата?? Или дрозды?
Света говорит - дрозды, жалуется, что у неё всю красную смороду поклевали. Что ж, и голодно, и влаги не хватает.
Обещают шторм - ветер и град. От малоподвижности и жары нет сил ходить. Хотя большой темп. нет, но духота давит. По утрам стоит гарь. В.: в Москве утром воздух сизый, и дышать нечем. Тут плюс еще и смог. Ксю: в Долгопе то же. У нас сегодня не слишком сизо, не дошло еще. Впрочем, дали я не наблюдала, наверняка были сизыми. Солнце не испепеляло - облачная дымка, перистая, хотя и она душит и не меньше солнца выдавливает пот.
+36. Первый такой июль в моей жизни. Сущая осень. Цветут желтые дубки и гелениум, прочие дубки в бутонах, бушуют флоксы, в поле трава хрустит под ногами - что там едят коровки? Их и выгоняют рано утром, раз в день, ножки поразмять.
Снова слухи, что лес с родником огородят в частные владения. Кто говорит - с родником, кто говорит - без…
Ночь. Прилетел дымный ветер, белая (не красная) луна (до этого была красная). Глаза щиплет от дыма. Не спала, в открытые окна дует дымом.
Вспоминала аналогичное при куда меньших температурах - не более +30.
1 - когда училась в 9 или 10 классе. В Москве все сизо от дыма, отсиживались на даче в нашей «холодной» комнате. Тоже сизая мгла, но шла, кажется, с наших местных Дмитровских торфяников тоже, с севера. Не хотелось на улицу вылезать. И длилось тоже долго, чуть ли не месяц, или так казалось…
2 - когда Ксюшка маленькая была. Мы с ней ездили к Тане в деревню, на ферму. Жаркие июль-август (сер.июля - нач.августа), изумлялась, как там у них свежо и влажно в такое пекло - ведь полно водоемкостей, озера и прудики и каналы, и близость грунтовых вод, трава сочная и высокая - хоть рви и вези кроликам!
Возвращались обратно через Егорьевск. Сначала на битком набитом автобусе, который распирало, а водитель все сажал и сажал внеплановых, и стало очень страшно и плохо, тошнило от духоты и жуткой тряски… Ехали на электричке непривычно для нас долго. Помню, писать Ксю хотела очень… Народу мало, я вывела её в тамбур и она там и пописала в промежутке между остановками. Так вот, по обочинам опушки лесов дымились, и проблескивал живой огонь.
Потом в… не помню каком году ездили на смотрины участка в Дворищи, Владимирская область. Зима, после горелого лета. Деревня вдоль обширных торфяников и торфоразработок, перевитых канальцами осушительными и мелкими прудками, речушка - чистая, с раками. Красиво. Пошли гулять через торфяник - а он кое-где еще дымился. Бабуля-старожилка рассказывала, как горело и дымило, дышать нечем, и как коровушка в горящий торф провалилась… Дворищи отпали, В. говорит, что летом ветер преимущественно как раз на Дворищи, и в такую жаровню там не жизнь.
Потом - когда В. и Ксю ездили в Беларусь, тоже сильная жара и горели торфяники и леса, проезжая по шоссе, видели, как огонь подходит прямо к шоссе, это Смоленская область.
В этот год Лена говорила, что у них под Егорьевском чисто, это, мол, под Москвой свалки горят, вот и дымы в Москве.
И вот экстремальный 2010 год.
Нет, запах горящего торфяника ни с чем не спутать.
А что горение случается не только от самовозгорания, а от злостного хулиганства, недомыслия и разгильдяйства на 50% - факт. На моих глазах возле дома газон со свеженасыпанным торфом горел от окурка.
Вечером взяла себя за шкирку и с воем побрела на поле за навозными сухариками.




28 среда
Утро в удушающем дыму. В Москве хуже. И ведь торфяники так просто не потушишь. Машины с утра едут с подфарниками. Тяжело. Нет девяти - а уже под +30. пошла фотнуть дым.




































А вообще рекомендуют поменьше на улице дымом дышать - опасно для здоровья и легких, но некоторые энтузиасты вкалывают. Горячий ветер чуток разогнал дым, все кругом горячее и теплое. Осточертело. Горячий воздух, горячий пот, горячая табуретка, горячий шланг, горячая вода в кране… Даже горячий чай. Мороженое не помогло - показалось слишком сладким и не освежающим. Не выдержала и пошла поливать, охая и проклиная когда-то любимое занятие. Да еще поди дождись, когда прохладная водичка польет…
20-00 вечер. Еще +33. В спальне +30. Сил нема. Ксю позвонила - «день чумной». В Москве +37. Вся чешусь.
29 четв.
В. приехал. Дрозды совершают налеты на смороду и крыж. Митроша не летал, пыхтел, ветер в комнату нес дым потоком. От дыма ли пыхал, от антибиотика? Испугался навешанной на окно голубой сетки? На улице тоже пыхал. Дым стоит горечью в горле - не сглотнуть.
Па привез баклы, помики, 2 дыни. Кабаки и огуроки валят валом. Вчера в магазин пришла бабуля - спросить, не возьмут ли у неё огурцов для продажи.
Клещ пожирает смороду, перекинулся на лимонник и на голубику, тыквы поражены, и даже на актинидию!! И В., как нарочно, полетел, зацепившись за трубу, порвал единственные летние брюки и пятку - до мяса. А окромя зеленки ничего нет…
Около часу - уже +35, к двум +37, в доме +33 - перенесла туда Митроху, ему явно не по себе. Иссушающий горячий ветер - самум какой-то. Лучше бы арбуз привез… Им хоть напиться можно. В. лежит в доме, отдыхает от Москвы. 38 с хвостиком в Москве - абсолютный рекорд. Ветер рвет и мечет - в Беларуси уже наделал дел. Вечером таки В. с больной ногой понудила к опрыскиванию.
30 пт.
Фронт сгинул. Вчера была облачность - сегодня отвратительно ослепительное солнце. Конец жизни - вот что такое отсутствие дождя и жар, пустыня, хорошо лишь некоторым насекомым, и то многие посохли. Чешусь вся - от потницы или ожогов. На солнце и горячем ветру кожу стягивает, покалывает, кажется, слышно, как она растрескивается, в горле ком и горечь от дыма. Хотя сегодня ветром дым разогнало.
Но ветер, как вчера в новостях сообщили, приносит новые очаги возгорания. 1000 самолетов на тушении, но их не хватает. Горят торфяники, но ¾ пожаров от разгильдяйства и недоумия.
Лена вчера звонила из деревни, там хороший ливень прошел. Конечно, «хорошая» - выпили втроем. Братец меня поздравил с внуком. Проболтали с ней полчаса. Лена говорит, сбежали от кошмара. «Живем как на аэродроме: дымы, зарева-марева, самолеты. МЧС-овские бомбардировщики, круглый день летают низко, деревни выгорают, магазины закрыли, чтоб мародерства не было, кордоны, никого не пускают, живем на чемоданах - многих эвакуировали, может, и нас. Так что мы в деревню как в рай из ада попали». - А как же сады? - «Оля осталась там поливать».
Хотели на рыбалку - не могли добыть червей: ушли вглубь.
В. стал инвалидом, сегодня весь день бегает на носках, чтобы раненой пяткой не касаться земли. Оборвала стручки фасоли.




Упало 10 капель.
Однако, было +31. ну, август не перегреется, все же день короче становится. Сегодня вечер прохладней.
31 сб.
Хотела в Москву, но завтра опять за 30.
А 1 августа вечером…

(Но прежде чем перейдём к августу, побываем в июльской деревне).

лето 2010, дым, раскаленная земля, поливка, июль 2010, у природы нет плохой погоды, ад, июль, горящий торфяник, птицы, потница, 2010, великая сушь, горелое лето 2010

Previous post Next post
Up