Галерея на Солянке, "Каждый вечер перед сном", часть 2

Jan 25, 2017 20:46

Немного о «субъектах», так сказать. Согласно подробной «программке». На входе мне вручили целую пачку - мол, пусть мальчик в школе раздаст! «Да он еще в детсад ходит…» - стыдливо призналась я. Но пачку взяла - пусть Ксю хоть в детсаду раздаст, группа-то уже почти взрослая.
«Юрий Норштейн. Советский и российский художник-аниматор, режиссер, автор «Ёжика в тумане» и «Сказки сказок», признанных лучшими анимационными фильмами всех времен и народов. Обладатель более 47 различных премий и наград в области мультипликации».
«Валентин Ольшванг. Художник и режиссёр. Рисует в самых изысканных техниках, таких, как живопись маслом по стеклу. Режиссуре учился у Юрия Норштейна, но как режиссёр совсем на своего учителя не похож. Призер российских и международных кинофестивалей. Автор мультфильмов «Розовая кукла», «Про раков», «Со вечора дождик» и др.»
«Спокойной ночи, малыши». Загадочный шедевр Юрия Норштейна и Валентина Ольшванга - анимационное вступление к программе «Спокойной ночи, малыши!» - сегодня малоизвестен. Выросли уже целые поколения, которым на ночь показывают другие сказки. Заказанная для 1-го канала К. Эрнстом, 2,5-минутная работа создавалась вручную почти два года. Филигранное произведение в духе старинных рисунков было сделано с невероятным художественным вкусом и потрясающим вниманием к деталям, но после выхода на экраны в 2000 году просуществовало в эфире совсем недолго и после легло на полку в студии Норштейна.
В 2203 году на фестивале Лапута в Токио эта картина вошла в список 150 лучших анимационных фильмов всех времен - составленном после опроса ведущих аниматоров и кинокритиков со всего мира».
Очень интересен образ «Девочки». Многие отмечают, что девочка позами, осанкой, поведением, походкой, да и лицом больше похожа на заботливую любящую бабушку, которая примеривается к шажкам своих маленьких игрушек. «Или на больную девочку», - заметила посетительница. И оказалось, что образ девочки вызвал нарекания и в год выхода мультфильма. Мама девочки, которую он взял как модель, была очень недовольна получившимся визуалом, как и многие другие. Мол, это не девочка. Это маленькая старушка! Она и двигается, как старушка, и смотрит… А как вы будете двигаться, если ведете за ручку любимую маленькую куклу? Как будете смотреть на неё, когда она у ваших ног?



















А сколько живописных портретов было изучено для создания образа! Тут и Леонардо, и Сурбаран, мальчик Серова, изучались позы, наклон и поворот головы, взгляд, черты лица. В какой-то момент, когда девочка с игрушками садятся рядком для фотографии, которую делает кролик, её лицо чертами больше всего напомнило лица женщин Ренуара!



















Да, эта девочка - более всего собирательный образ. В ней и будущая мать, и будущая любящая бабушка, и множество прекрасных женщин…
Я специально обработала текст - рассказ Норштейна к выставке, тут все полно о фильме и работе над ним. Так что повторяться не стану.
Если попасть в нужное время - то тут бывают концерты, чтения, Петрушевская выступала… (Нет, на фотке не Петрушевская, это мой Мишка!)




На стенах полотнища бумаги с рисунками, пустыми клеточками и недорисованными эпизодами. Тут - поле деятельности для ребятни и всех. Кто хочет себя попробовать в анимации: пожалуйста, дорисовывай!




Узнаёте персонажей знаменитых мультфильмов?


















……………
«Искусство, увиденное во сне. Сон, увиденный целой стаей современных российских художников. … Специально для выставки «Каждый вечер перед сном» они создали интерактивные объекты, инсталляции и арт-аттракционы, вдохновленные анимационными фильмами Норштейна, темой сновидений и зимнего чуда».
Четыре зала - Призрачный лес, Веранда сновидцев, Кукольный дом и Королевство кроватей - это сны, что снятся куклам, сны, что снятся предметам мебели, сны, что снятся музейному зрителю и просто сны, в которые, крепко взяв за руку, отведет эта выставка своего посетителя - и нежно подоткнёт одеяло».
Так сказано в «программке». Поверим на слово, гы. Как-нибудь, жива буду, я тоже познакомлю читателей моего блога со своими сновидениями, кои занимают в моей жизни важное место, и являлись вдохновителями стихов и прозы.
Вот инсталляция Главного зала. Стол, повторяющий стол из мультфильма. Сушки, леденцы, банка сгущенки, чайник (пустой), вазочка (тоже пустая, к счастью), чашки и блюдца…




Там проводили фотосессии, Мишка крутился вокруг сушек и леденцов, и две молодые леди фотографировались с этим шкетом, сочтя его, видимо, достаточно колоритным. Я пыталась Мишку отодвинуть, мол, не мешай леди сниматься! Но они возразили: «Что вы, что вы, наоборот!!» Я же фотографировать его в одном кадре с леди постеснялась. Конечно, разрешено лопать, и он слопал две сушки, а леденцы я запретила ему брать, он только покрутил их в руках, а я потом компенсировала домашней ириской.




Кстати, еще одна пожилая леди (а туда НЕ леди не ходят) в туалете спросила, что же мальчик такой худой! «Худой, но мосластый и жилистый, а энергии невпроворот!» - ответила я. - «И фигура нормальная мужская: широкие плечи, узкие бедра, попы нет…А видели бы вы сестренку, вот соломинка, и ни-че-го не ест!» - «Будет моделью» - утешила меня леди.
На тощего Мишку обращали внимание. На «ресепшене» выдали пачку проспектов: раздать в школе приятелям. На что я смущенно потупила глаза и сообщила, что он еще в детсад ходит… Видок у шкета вполне себе школьный, гы.
Внизу, где инсталляции, всегда темно, и лишь подсветка хоть как-то помогает найти дорогу. Мне непросто в темноте, да еще ступеньки вниз, держусь за стенки.
Куклы из коллекции Людмилы Петрушевской. Оказывается, она не только страстный коллекционер, но и создатель, опытный изготовитель. А также давний соавтор Норштейна, и сценарий «Сказки сказок» сочинен вместе с ним. В рамках выставки состоится (тут надо следить за сайтом) «кабаре» Петрушевской (честно говоря, мне этот феномен неизвестен, гы), где она читает детям стихи, поет с ними, рассказывает сказки и показывает мультки.




Искусство, увиденное во сне. «Низ» посвящен моему любимому виду совриска - инсталляциям, созданным вкупе с наукой, изобретениями. Я не фотографировала и не записывала авторов - там мрак, и все таблички, белым по черному, в темноте, поди, сними или прочитай. Глаза сломаешь.
«Давний и любимый автор Солянки, всегдашний участник зимних выставок Госганса, Андрей Топунов на сей раз создал три сферы иллюзии. «Вся ночь состоит из плотного черного цвета, в конце каждого дня она приходит к кому-то чудом, к кому-то ужасом. Всё начинается в тот момент, когда человек закрывает глаза. Плоский мир обретает объём, прогибается и множится». Работы Топунова фиксируют тот самый момент изменения реальности, в который человек, устроившийся под своей ночной лампой, отправляется в сон. Свет этой лампы часто становится порталом, проводником, разрешением на вход в другой, посторонний мир, трогать который у «живого», бодрствующего человека не получается. Отношения с этим светом и выясняет Топунов, рисуя границу между двумя мирами - такую тонкую, но такую важную».
Инсталляции - они плоские, а кажутся объёмными, фото этого не очень показывает.













Анимация-страшилка. Из глубины наплывает монстр и разевает пасть (кадр не улавливает, слишком быстро). Мишке понравилось. А всего лишь 2 года назад, на выставке про Карлсона, он ужасно испугался привидений из полотнищ! Вырос, повзрослел. ))







Имена художников-технарей знакомые. Вверх тормашками кровать. Я не сразу догнала-то, что она как бы висит в воздухе, свесив на пол простыню и одеяло. А вот Мишка стал исследовать инсталляцию, и нащупал задекорированный одеялом штырь, на котором конструкция держится. Ничем не удивить, гы.
Вот какие сны снятся этой кровати? В каком сне она витает? Или кому приснилась?




Или вот нечто мохнатое и противное, усеянное крошечными голыми фигурками. Оказалось, если в конец-щупальце дышать и говорить, куча начинает дышать и вздыхать. Тут же Мишка стал думать, как эта куча накачивается воздухом, нашел проводочки, которые, возможно, были от некоего «надувательного» агрегата типа мини-пылесоса.










На этих конструкциях летали теневые птички.
















А в этом углу были различные предметы деревенского быта. А в наушниках некие сопроводительные звуки. Мишка приклеился к тем, где сказку рассказывали. Я послушала только в одних наушниках. Не сразу врубилась… Но внимательнее глянула на стенку с валенками и поняла: в наушниках - скрип валенок по морозному снежку!










А в самом низу, в прихожей, можно посмотреть мультфильм полностью. И не один раз. Лично я бы смотрела и смотрела, и не надоедало бы - какая-то магия в нем. Спасибо Солянке, что вернула шедевр Норштейна и Ольшванга! Народу много - мы опять попали в бесплатный день, много молодых.

Эпилог следует.

январь 2016, галерея на Солянке, выставка, мультипликация

Previous post Next post
Up