К середине триллер Вадима Панова (родился 1972 г.) «День черной собаки» захватил как следует. Классический, очень кинематографичный триллер, может даже, сериал по нему был. Если не был, я очень удивлюсь. Развивается медленно, поначалу кажется излишне подробным и нудным, но потом понимаешь. Что все до единого ружья выстрелили в надлежащее время. Ни единой лишней страницы, ни единого лишнего слова. Даже все отступления «про жизнь» - оказываются не лишними, а насущно необходимыми для раскрытия интриги. Что уж, профессионально, увлекательно, актуально.
Триллер. И не такой уж примитивный, а острый и раздумчивый. Все же автор не случайный. Когда-то я на книжной ярмарке купила Маришке его детскую трилогию на ее любимую тему - феи, принцессы… Прелесть книжечки! Она даже косо не глянула. Не чтец. Обидно. И я решила, наконец, понять, что за автор, ведь его книг сейчас довольно много, и он плодовит, и автор маститый. Думала - роман фантастика или мистика. Оказалось - нет, современный психологический детектив-триллер. Того же типа книга, что у Диккера, но куда жёстче и круче.
И временнЫе отступления постепенно проясняют ситуацию, все четче и четче, как это зло, токсичное, инфекционное зло, начиналось - вторая сюжетная линия словно идет вспять, в финале соединяясь с основной. Как одно убийство повлекло прочие вошедших во вкус персонажей. И по мере продвижения… как в любом высококлассном детективе-триллере, поначалу вырисовывается так, потом становится сяк, потом вовсе этак, а под конец - и не так, и не сяк, и не этак, а иначе. Ясно будет одно - изысканная, изощренная, жестокая женская месть за унижение. Все получили сполна. Воздалось.
Теперь я точно побегу в книжный за его фантастикой и фэнтези, все же он в большей степени фантаст, а триллер-детектив - одна из последних, новых книг. Человек продолжает писать! Что отрадно. Но... маленький нюанс. В книге есть мистические нотки. Только лишь намеки и «предположения». И если читатель читает детектив, и только, он посчитает их за реальность и станет трактовать с точки зрения реальности. А если применит еще и фантазию… то сможет и этот роман отнести к городской фэнтези. Ибо… есть в ней загадочная линия, которая впрямую не относится к интриге, она словно выхвачена из его серии о Темном городе. Таким образом, книга словно распадается надвое, и второй сюжет заслуживает отдельной книги.
Не могу пройти мимо «Саботажника» из той же книги Дивова «Небо и Земля». Своим специфическим языком, со своим специфическим черным юмором… Спивающийся молодой офицер, потерявший ногу, мечтает вернуться в строй, это оказывается возможным лишь в роли полкового капеллана. И на планету, с которой качают эликсир бессмертия, ибо доблестные спивающиеся военные периодически отражают атаку то с моря, то из джунглей, местного зверья. Итог - атаки раз от разу крепнут, количество и размеры зверья растут, и капеллану (да и не только ему, недаром так все надираются) ясно - рано или поздно базу сметут с лица планеты, и надо срочно сворачиваться и валить, забив на бессмертие (которое, понятно, на Земле снова будет не для каждого). Но жадность человеческая до бессмертия безгранична. И капеллан-алкоголик, поняв ситуацию, произносит вдохновенную проповедь о божественном бессмертии души, которую надо растить и воспитывать для жизни грядущей. Взбаламутив солдат на страх и злобу начальства - и проняло солдатушек, устали долбаться с неукротимым зверьем и дожидаться, пока форт разнесут…
В результате, капеллана записывают в саботажники. А потом… потом с приятелем-русским он напивается до усрачки, да еще «догоняются», подышав морским наркотическим воздухом… А потом оказываются между джунглями, из которых снова повалит вал зверья, и морем, с которого уже движется вал прожорливого планктона. И что потом… а потом надо читать. В книге устами персонажей идут в параллель размышления о бессмертии, его нужности вообще и для души в частности. Книга написана специфически, не жалея психики читающего, с нормальным таким «бытовым» ненормативом, без которого в данной ситуации никуда…
……………………
Лукьяненко забирает крепко, хочется его читать и читать - так с ним всегда. И вещь «Императоры иллюзий» очень сложная, зрелая, тяжелая, хоть и «старая» - от 1995 года. Снова поиски себя и Бога, философские размышления о бессмертии плоти и души, вплетенные в бешеный мудрёный замысловатый экшн, плюс «Бальзачья» мудрость. Тут только цитаты привести. Их есть у меня.
«Сверхсила не бывает доброй или злой. Она вмещает в себя всё. Не в силах человеческих её объять, можно увидеть лишь капельку бескрайнего океана. Капельку, отражающую тебя самого».
«Боги не смеются над людьми - они просто их не замечают. Можно спорить с судьбой, отвергать законы, презирать мироздание. Но рано или поздно все закончится так - бесконечной пустотой, холодной постелью, лучом в спину. Он шел к Богу, чтобы задать единственный вопрос - зачем? Зачем творился мир, где добро неотделимо от зла, где нельзя прожить день, не причинив новой боли? Зачем дана «Линия грез», которая породит миллиарды еще более страшных миров? И в чем тогда справедливость, если каждый сумеет встать на вершину пирамиды, стать вечным Императором собственных снов - безжалостным и неумолимым……. Можно не страшиться гнева Бога. Но нельзя не испугаться тишины».
«Прошлому можно вернуть имена. Можно вспоминать его. Главное - не делать мертвое живым».
.... Ну, и попутно читается контент на Литсовете.