О «Мигранте» я уже писала.
Но первая книга Дяченко, которую я хватанула в книжном в декабре, это «Леон».
Магическая фэнтези, которую начинали они вместе, Марина и Сергей, а заканчивала одна Марина. Я вообще не слишком люблю фэнтези, сейчас с нею перебор, настоящей фантастики маловато. Но тут влюбилась сразу и безоговорочно. Леон - наследник великого, но заглохшего магического рода. За школьный инцидент, в котором умер от проклятия одноклассник, Леона должны казнить. Но его спасает один из рода Кристалл и отдает в обучение Великому Магу.
Великий маг, обучает потенциальные таланты не только вершинам магии, но и силе воли - управлять своими способностями. Он находит им надлежащее место в одном из миров, в том, для которого их магия органична и вписана в мир. Но с Леоном все идет не так, как задумано. Снова встает этическая проблема, которую Дяченко ставят в каждом произведении. Проблема выбора. У Леона магия этически ориентирована, и ему не выжить в своем родном мире, где его этическая магия не имеет силы, надо утратить способность понимать, где добро и где зло. Зато в нашем мире сполна проявляется его вторая способность - способность к коммерции, он становится миллионером. Но в родном мире осталась его семья, а на нем - клеймо убийцы, он стремится найти настоящего убийцу и смыть позор с семьи. Он возвращается… И чем же все закончится?
Обаятелен образ девушки-бригантины, с которой соединилась судьба Леона. В нашем мире она - человек, в нейтральной полосе - парусник, способный пресекать границы миров.
…
Следующей стала книга, заказанная в Лабиринте (еще несколько отложенных книг ждут там издания). Это «Долина Совести» тех же Дяченко. И снова не та фантастика, какую привычно воспринимать. Это скорее философская притча.
Награды. Бронзовая улитка 2002, Русская фантастика 2002, Сигма-Ф 2002, Лунный меч 2001-2002.
Цитата устами героя книги, детского писателя Влада Палия, его устами Влад высказывал свою боль, свою выстраданную мудрость в своих детских и совсем не детских книгах.
«Мы не пойдем через Долину Совести. Никто из нас не имеет шансов пройти её… Только бессовестный человек, которому не знакомо чувство вины, выживет в Долине». - Тролль Грэм.
После Мигранта, полного жизни, начинать не хотелось. Чувствовала, что вещь сложная и совершенно иная. Парень, школьник, вдруг понимает, что является точкой притяжения всех, кто с них сталкивается в жизни и общается, и связанные с ним невидимыми узами без него погибают. Ощущение страшного наползает по мере чтения постепенно, обволакивает, и ты уже не можешь прерваться.
Влад выспрашивает мать - оказалось, она взяла его в доме малютки, его не хотели отдавать, и администратор после того, как его забрали, умерла. Влад пытается бежать сам от себя. Брошенный им, умирает друг, затем приемная мать. Влад становится детским писателем и имеет бешеный успех. Он полюбил - но боится связать любимую вечными жесткими узами. Он становится отшельником, одиночкой, старается как можно меньше общаться, не живет долго на одном месте, скитается, но судьба его находит. Он встречает такую же проклятую, как и сам, в отличие от него, принявшую свой дар как благо, и старающуюся извлечь из этого пользу.
Влад познал свою особенность - дар привязывать к себе людей, которые с ним общаются прорастающими в них узами, и дар обернулся проклятием одиночества. Ибо Влад всю жизнь жил по принципу «не допустить привязывания», отказался от любимой женщины, убегал от самого себя, от своего дара-проклятия привязывать к себе людей намертво, - и оказался связанным с такой же женщиной, только начисто лишенной принципов. Проклятые узы связывают их напрочно вопреки взаимной ненависти. И только проиграв ей вчистую, благодаря помощи извне - от тех людей, которых избегал, - Влад впервые принял себя.
Снова решение этических проблем, тяжелое решение вопроса жизни и смерти - прав ли он, всю жизнь отказываясь жить под страхом смерти.
Чтение не развлекательное, отнюдь, хотя книга формально вроде бы состоит из жизнеописания. Очень тяжелое чтение.
Закончила 1 января 24 г. Пока ничего не могу больше сказать. Осадок непростой. Сложный. Ощущение избыточности жизнеописания присутствует, но оторваться невозможно.