Поговорим, наконец, о прочитанном, все никак руки не доходили.
Первое - снова Марина и Сергей Дяченко, «Вита Ностра».
Такого, кажется, еще нигде и ни у кого не было, не зря столько премий! Моя подруга вообще фантастику не читает. Но я ей привезла первую книгу. Она позвонила потом и сказала, что её засосало, словно в трясину… нельзя отлипнуть…
Некие странные личности производят набор перспективной молодежи для учебы в Институте специальных технологий. В Институте учащиеся, прошедшие жесткий тренинг и оказавшиеся упорными, перестают быть людьми, из них создают Слова Великой Созидающей Речи.
Страх курирует учащихся с самого начала, понуждая и вынуждая идти на учебу, продолжать её, и учиться, во что бы то ни стало. Не успевающих, не упорных жестоко «валят» на зачетах и экзаменах, и они превращаются в ничто, обесцениваются. Нашей главной героине то ли повезло, то ли не повезло, но именно ей в силу её таланта и синдрома отличницы выпадают самые тяжелые испытания. Она не просто Слово Великой Речи. Она - Глагол повелительного наклонения. Она - Пароль, тот самый, который лежит в основе созидания нового мира, новой реальности, и ей дано созидать. Она мечтает создать мир без страха и смерти. Но возможно ли это? Сумеет ли вчерашняя девчонка справиться со Страхом? Выполнить предназначение? Стать счастливой? Прозвучать?
Новообразующее ли это чувство или разрушающее? Конструктивное или деструктивное?
Сам Страх, Страх Смерти, считает, что без него нет реальности, нет жизни. Его оппонент, человек, считает, что Страх - разрушает. И оба правы. Страх связан напрямую с инстинктом самосохранения, благодаря ему вырабатывается адреналин и действия в точке экстремума. И он же может в этой точке погубить. Страх вырабатывает агрессию. Но и его отсутствие тоже. Нет страха - есть выбросы агрессии, есть убийство, война. Страх смерти может стимулировать к рождению новые прогрессивные направления в медицине. Его отсутствие может вызвать фатальное перенаселение…
Так все же можно ли жить без страха? Продуктивно ли это?
………………………
………………………
В декабре зашла в Фикс Прайс - я там, как ни странно, частенько покупаю книги, издание не ахти, но - бестселлеры и по теперешним меркам недорого. Вот и в декабре я закупилась по самое не-балуй, «выбросили» под новый год. Долго перебирала детективы и мелодрамы, решилась на один, на пробу. И завязла. С первых страниц.
Во-первых, прекрасный перевод - что второе авторство - позволяет полностью погрузиться в текст, не спотыкаясь.
Во-вторых, один из героев, писатель, дает своему младшему другу советы, как стать писателем, постепенно перевоспитывая и исподволь опекая. И это настоящие, очень ценные советы.
В третьих, книга как бы разворачивается по схеме, которую советует писатель. Ибо он попал в беду, и его молодой друг предпринимает расследование, дабы его спасти.
Книга и о писательстве, и о трагической любви, и о расследовании убийства, и о быте маленького городка, и об издательской кухне. Мелодрама, интеллектуальная проза, детектив - в одном флаконе. Совершенно великолепные, зримые, прекрасно выписанные персонажи - отдельное несравнимое удовольствие.
Повествование поначалу развертывается неспешно, но постепенно все более спрессовывается. Темп ускоряется. Один подозреваемый сменяет другого. Одна история перечеркивает другую. В конце информация настолько плотная, что начинаешь задыхаться, осмысливая все по-новому. И оторваться от книги действительно невозможно до самого финала. Если бы издание не было таким тонколистным, с неважной печатью, я бы на каждой странице подчеркивала сентенции, буквально готовые крылатые фразы.
П.С. Сегодня я снова рванула в тот же Фикс и купила ту же книгу в подарок подруге и еще одну того же автора. Ура, они все еще были! Ведь в Фикс Прайс ходят не за книгами…
Ах да, я вроде не назвала автора? Называю.
ЖОЭЛЬ ДИККЕР. «Правда о деле Гарри Квеберта».