Продолжаю про Деревню.
«Очень много мусора. Как появляются дачники - так сразу появляется их дерьмо. Дикие городские козлы, как скажет Ксю. В мое время мусора в лесу, где собирают ягоды и грибы, не было! Редкая бутылка или железяка от какой-то тракторушки вызывала шок и удивление. А сейчас… собираешь ягоды - и вперемежку с ними бутылки, пластик, банки… Дикость. И это называется - дачник из цивилизованного города?»
«Красивое болотце при дороге, к которому раньше могли вплотную подойти, превратилось в настоящее озерко - не подберешься. Жалко. Даже верески забиты осокой.
Красивого голубого мха и лишайников, лишайников, да и плауна, так и не встретила - а мечтала их поснимать. И даже поганочек прикольных не нашла. А высоковольтка вычищена до стерильности - одна трава успела нарасти и папоротник, ни единого деревца или поросли. Ну ничего - нарастет».
«Выкопала несколько вересков (поменьше, помоложе) и брусничных корешков - потом жалела, что мало выкопала. Слишком мало! Не все примется! И мха надо было накопать - какой шикарный утеплитель! Его полно - зеленого наросло, а вот голубого не нашла - надо было дальше идти, в сосновые боры, вглубь. Ни лишайничков, ни плауна тоже не нашла. Вообще все как всегда - съёмка впопыхах. А остановиться невозможно. И удалять даже неудачное жалко…»
Click to view
«И плюнув на все, увлеклась сбором брусники. Там еще дальше стояла машина - и люди тоже неподалеку собирали ягоды. Побухтела про себя, что Вася мог бы и в лес заехать на машине, грязи нет, ухабов тоже. Ну, я отдала ему ведерко с выкопанным - пусть носит».
Брусника вообще отдельная статья. До сих пор это моя любимая ягодка - ну, желательно свежая и зрелая, а то - в вареньице, ароматном, пикантном. Бруснику мы собирали в больших количествах. У бабули была кожаная сумка с широким плоским дном, литров на… 5 - 6, с ведерко. Вот и собирали в неё. Потом в горнице расстилали старую скатерку, голубая она была, с бахромой, и высыпали ягоду. Она могла лежать долго. Потихоньку дозревала. Мусор и порченая постепенно выбиралась. Потом мама забирала большую картонную коробку с брусникой в Москву. И варенье варили, и мариновала она её с пряностями - под водочку на праздники хорошо шла.
Собирала просто в пакетик - вот какие мы непредусмотрительные! Вообще я не припомню, чтобы тут мы когда-либо раньше собирали бруснику. Она наросла под высоковольткой и вдоль опушек, на солнце, в последние годы. В детстве с бабулей за брусникой мы ходили в лес «противоположный», выходили на «зады» деревни и шли километра 3-4 к опушке Барского леса, была там излюбленная поляна…
Click to view
Сбор брусники был любимейшим занятием. Я вообще охотно занималась сбором. Брусника была прекрасна, чудо как хороша! На супесчаных бугорках, вперемежку со мхом и вереском, рубиновые брызги гроздьями - и эти гроздья так легко снимались! Брусника набиралась быстро - относительно других ягод, и на жаркой опушке комары не так досаждали, как в глубине леса на чернике. Так что можно было и понежиться. Обычно «на бруснике», включая дорогу туда-обратно, мы с бабулей находились часа четыре.
Потрясающее ощущение! Я обожала и обожаю видеть лес на уровне земли, со всеми удивительными душистыми штучками - игольником и щепками, шишками и березово-сосновыми всходами, переплетениями сухих веточек и коры, бугорками, травами, вереском, муравьиными дорогами, такое плотное и надежное, выбеленное дождями и временем, покрытие поверх лесной супеси.
(Муравьи, кстати, там знатные! Кучи - огромные замки, воины велики и устрашающи! Дороги бурлят непрерывным потоком!)