Участковые мемуары, ч.1

Jan 08, 2019 12:47

Предисловие.
От первых лет у меня остались ч/б фотографии (часть так навсегда и осталась в непроявленных и ненапечатанных пленках, не поддающихся даже выпрямлению), на слайдах и первых цветных фото. Что-то удалось спасти, отсканировав. Что-то из ч/б фот (у меня семейная коллекция с 30-г годов прошлого века) я вообще еще не сканировала, и вряд ли дойдут руки. Но из имеющегося уже можно составить картину - в данном случае с участком - как это начиналось. Здесь много сканов слайдов родных - мамы, папы, тёти и её мужа, и любимой бабушки - но тут никуда не деться, фотографировали в первую очередь «человеческий фактор», а не участок, т.е. нас на его фоне, а не наоборот.

Меня с рождения возили в деревню, родину папы. Каждое лето. Мама с сестрой мечтали об участке. Мужья - нет. У папы было Трехсвятское, у дяди - Лобня. Сестры сказали им: «Ну и хорошо. Помогите нам построиться - и можете оставаться при своем контенте».
Сначала мы приехали осенью посмотреть на места. И влюбились с первого взгляда! Фото были ч/б, я училась в девятом классе, а здесь собраны отсканированные первые слайды. Конечно, ничего общего с деревней! Там я прикипела к лесу и ровной поверхности, а тут места всхолмленные - Клинско-Дмитровская моренная гряда, луга, перелески - простор, и река Яхрома совсем другая.










Участок в 6 соток брала тётя от своего Министерства - Минмонтажспецстроя. Там еще гнездились Цветмет и «Известия». По 8 соток давали только Минфину. А нам - по шесть. Больше не заслужили.
Так что изначально участок был пополам, строили вместе, осваивали вместе, и долго время даже некоторые грядки были общими. Поэтому участок с самого начала был распланирован так, а не иначе, и в дальнейшем планировка стала архи-неудобной: наша половина оказалась преимущественно в тени. Но в самом становлении об этом никто не думал, сажали, как положено. У тёти 6 яблонь, и у нас 6 яблонь. У неё столько-то кустов/деревьев - и у нас тоже. По мере роста деревьев участок как-то уменьшался и уменьшался… пока не стал совсем тесным.
Территория. На эту территорию свозили глину и песок при копке заключенными канала им. Москвы, и люди находили обрывки цепей. Так что какому-то участку досталась целиком глина, какому-то песок, а нам - напополам: один треугольник - с глиной, другой - с песком голимым. Доходило до того, что я приносила с опушки травяные кочки и высаживала их на своей половине. Да еще и разровняли кое-как: где подъём, а где яма, некоторые участки оказались в низине, много ниже уровня дороги, но сумели создать свой маленький рай.
Там, где глина, росли мать-и-мачеха, хвощ, где песок - вообще ничего. Просто натуральный пляж. На слайдах видно, что за земелька.



















Первым делом папа и дядя начали копать под фундамент и бутить ямы, а потом - класть фундамент. Я, 16-тилетняя тёлка (1970 год), тягала порою по два ведра зараз снизу, от родника. За все эти «потягуши» теперь расплачиваюсь.
Попутно приходилось копать «обводные» канавы промеж участков - загороди не полагались. Я и на этом поприще отличилась... на песке углублялась с головкой. «Вот землекоп траншею роет…» На глине - копать было нереально, только с ломом… этим мужчины занимались.
Тётя заняла у знакомого палатку, там намеревались ночевать. И вот грянула гроза с проливнем. И я с ужасом наблюдала, как с верху, с диагонального участка канава переполнилась, начала переливаться через край, и вот бурлящий поток рванул через весь наш участок к дороге… Это был наш локальный катаклизм. Залило и размыло ямы под фундамент.
Меня с соседом, имеющим авто, в этот день вечером отправили домой.







Очень жаркое выдалось лето! Помидоры, посаженные прямо в глину, в которую и вода-то при поливке не проникала, дали небывалый урожай, и небывалых размеров "ягодки"! В клубнике тоже утонули, мама с папой носили ягоды на работу ведрами - угощали. Готовили на костре…




Щитовой сборный летний дом 6х6 приобрели с трудом - тогда это добро еще поискать нужно было. Дом собирали и ставили двое рабочих с маминого завода, она их наняла. Один - алкаш-бугай, второй - тощий и семейный, и бугай второго реально спаивал, поутру могли лезть крыть крышу после литровой опохмелки - а для пития папа приносил с того же завода чистый спирт (таковы были условия договора, помимо платы - по 10 рублей в день на каждого). Ночью бугай травил до утра мерзкие анекдоты, доводя до истерики всех. Я возникала, остальные старались помалкивать. Зато дом поставили в считанные дни!
Наконец-то под крышей дома своего уже можно было жить! Купили бетонные столбушки, между нами и соседями высадили елочки, потом ёлочки - числом 5 - перенесли на перед (выкопать переднюю канаву нанимали трактор, канавка была ого-го, в мой рост), поставили штакетник.




За забором - елочки и прочее из леса, внутри насадили розу-ругозу. Жуткая дрянь! Пока маленькая - цвела красиво, зелененький он был, колючий заборчик, потом сухие низы оголились, вся зелень перебежала наверх, и заняла она столько места, что решили выкорчевать. Та еще работка! И фиг выкопаешь из глины, и никакие рукавицы не помогали - бедный папа воевал с ней в одиночку.
Все старались отгородиться от срединной дороги и сажали вдоль деревья - кто во что горазд, а более гораздые не гнушались их воровать. Наши соседи высадили ряд хорошеньких лиственниц - теперь эти лиственницы подпирают небо крепкими руками кронами и застят утренний свет.
Бабулечку с котом Кузей оставляли в недостроенном доме на неделю - мы-то на выхи приезжали. В холодную погоду она отчаянно мерзла, бедняжка. Готовили на электроплитке - единственной, кстати. Целый день она тратила на убогую готовку. Позже газовые баллончики купили.







И все равно, настроение было ослепительное, радужное, счастье переполняло! Мы были молоды! И мужья полюбили свой клочок земли, вкладывались по полной программе! Покупали машины торфа (тогда еще легкий, верховой возили), перекапывали, коровьи лепехи таскали сами в ведрах. Тогда еще большое стадо гнали по проселку вдоль наших участков - никаких шоссе не было в помине. Люди высыпали с лопаточками и ведерками. Ходили за лепешками и на ближний и дальний луг. Я не гнушалась этой работы, никогда не боялась испачкать руки.
И вот можно было уже сказать, что это не пляж, а участок, готовый к выращиванию всякого-разного. Мама обожала цветы, не жалела времени на посев, пикировку, рассаживание - ни одного росточка не отсеивалось, земли и солнца еще хватало.
Подняли участок общими усилиями и общим энтузиазмом.










Что сажали? А что бог пошлет. Вернее - чем поделятся соседи! Знакомства заводились быстро, люди вели взаимно обогащающий обмен. Кстати, этот бадан так до сих пор и растет на том же самом месте… Тоже юбиляр!

























Мы могли гордиться в полной мере. Мы это сделали, и мужья остались на участке, полюбили его всей душой. Бабуля могла передохнуть.













А это уже 1981 год. Нормальная дачная жизнь :) Фотографировал всех и вся дядя, муж маминой сестры, художник и фотограф. А я любила позировать.




























продолжение следует

архив, участок, мемуары, фотографии, слайды, родные, моё я, сканы

Previous post Next post
Up