Липецкий вокзал: от прошлого до наших дней

Feb 13, 2023 21:37

Железные дороги, проходящие по территории современной Липецкой области, были построены во второй половине XIX века. К 1866 - 1868 годам относится строительство линии Козлов (ныне Мичуринск) - Воронеж, а в 1869 году от станции Грязи (Козлово-Воронежской железной дороги) потянулись линии на Елец и Борисоглебск, ставшие частью Орлово-Грязи-Царицынской дороги

Железнодорожная ветка Грязи - Липецк была построена в 1868 году. Она способствовала лучшему сообщению с Липецким курортом. На вокзал к приходу поездов от гостиницы минвод за приезжими отправлялась карета. Во время курортного сезона с 6 мая по 15 октября на железнодорожную станцию ежедневно прибывало по два поезда из Орла и Грязей



Пассажирский вокзал в 1910 году имел два зала ожидания, буфет с горячими и холодными блюдами, спиртными напитками. Здание находилось в двух верстах от города, примерно на том же месте, что и современное
Душевный был вокзал, классический, как почти все дореволюционные постройки!




А это вокзал Липецких минеральных вод, от которого, собственно и отправлялись к железнодорожному вокзалу кареты и пролётки

"Липецкий вокзал, импонирующий своею величиной, когда, во время балов, украсится дубовыми венками, деревьями, цветами и пр., когда заблистает сотнями огней и наполнится нарядною публикою, представляет великолепнейшее зрелище. Общество минеральных вод, приняв его в самом жалком виде, похожим больше на хороший хлебный магазин, чем на бальную залу, не успело еще настоящим образом его устроить. Но есть проект сделать в вокзале паркетный пол, духовые печи устроить иначе уборные и буфет; а также по длине всего вокзала до самого минерального колодца построить крытые, каменные террасы для гулянья больным, которые не могут ходить по саду. Нынешний вокзал минеральных вод, каменное, довольно красивое здание - построен лет пятнадцать тому назад, стараниями М. И. Кожина, бывшего тогда предводителем дворянства. Прежний же вокзал, или так называемая тогда, галлерея, в которой веселилась публика во времена супиров и амуров, находилась по той стороне речки, между заведением минеральных ванн и березками. Она была деревянная и в конце сгнила так, что продана с аукциона за очень незначительную сумму, приблизительно 75 р. с. Фасадом она была обращена, как и ванны, к соборной горе, а часть сада, находящаяся перед нею до ограды, служила подъездным двором. Нынче это место составляет лучшую часть нижнего сада минеральных вод

Отправляясь из вокзала дальше в сад, мы каменной террасой сходим на небольшую площадку, обсаженную акациями и замкнутую двумя новыми павильонами, выстроенными один для галантерейной лавки и модного магазина, другой для фотографии, которые помещались прежде в вокзале, или городили себе клети, цепляясь к его стенам"

Из книги «Липецк и Липецкие минеральные воды» (Санкт-Петербург, 1868)

Станцию Липецк упоминает и Александр Солженицын в своём рассказе «Случай на станции Кочетовка»:

"- Это говорит дежурный помощник военного коменданта лейтенант Зотов! Слушайте, что вы творите? Почему до сих пор не отправляете на Липецк эшелона шестьсот семьдесят... какого, Валя?
- Восьмого.
- Шестьсот семьдесят восьмого!"



В 1960-е годы был построен новый большой двухэтажный вокзал, рядом с которым размещалась и автостанция



Ж/Д вокзал  15 июля 1971 года (фото из интернета)
Здание этого вокзала я застал и хорошо его помню: здесь был большой зал ожидания и продавались вкуснейшие беляши А однажды в детстве мы с двоюродным братом в начале восьмидесятых даже попали в комнату милиции вокзала за то, что положили большой гвоздь на рельс, чтобы его сплющило поездом и получился «ножик». Баловались в общем. Милиционеры нас тогда пожурили и отпустили



Здание вокзала со стороны ж/д путей (26 августа 1972)
За вокзалом на пятиэтажке, где был раньше магазин «Стрела», виднеется надпись крупными буквами: «Липецк - город металлургов», хорошо её помню



15 июля 1971 года
За путями видна старинная водонапорная башня (сохранилась и сейчас). На переднем плане - кусочек трамвайных путей. Трамваи убрали с большинства улиц Липецка в 2003 году варвары





В конце 1980 - начале 1990-х на месте старого было воздвигнуто новое здание вокзала по проекту института «Липецкгражданпроект». Здание выполнено в форме самолёта, в средней высотной части его располагается гостиница. Вокзал был настоящим долгостроем, его долго не могли сдать из-за проблем с фундаметом. Функцию вокзала на период стройки выполнял длинный магазин "Экспресс", что был на площади через дорогу. Помнится, в январе 1994 года мы работали на новом вокзале перед сдачей его в эксплуатацию, проводили пусконаладочные работы по вентиляции. Я забрался на самый верхний этаж, открыл железные ворота, где должны были быть установлены часы, и ахнул: такая сверху открывалась красота



Начало сентября 2010 года (фото из личного архива)
Вокзал современный, но какой-то громоздкий, угловатый и не очень удобный. Тот старый вокзал шестидесятых годов был как-то уютнее и душевнее



Троллейбус у вокзала
Троллейбусное движение в Липецке полностью ликвидировали в 2017 году варвары



Футуристическое здание вокзала (как его обзывают в интернетах)



20 ноября 2020

Липецк, железнодорожное

Previous post Next post
Up