Стрешнево / Богородицкое

Nov 07, 2019 15:45

Воротившись от Старо-Донковского городища, я решил обследовать места вокруг церкви, где стояло раньше большое село Стрешнево... Интересно было узнать, остались ли какие-либо следы от села или всё стёрто варварами и временем



Село Стрешнево Данковского уезда Рязанской губернии называлось так не всегда. В окладной книге 1676 года Старое Донковское Городище именуется новоселебным (вновь основанным и населённым) селом, принадлежащим к числу вотчин боярина Иродиона Матвеевича Стрешнева. По его имени оно и получило наименование, но гораздо позже. В 1680 году в селе была построена деревянная церковь Казанской Божией Матери, по которой оно начало именоваться Богородицким. В 1713 году храм была заново перестроен, и к середине XVIII века в его приход входили жители как Богородицкого, так и окрестных деревень, общей численностью около 300 дворов. В ту пору село было вотчиной Василия Ивановича Стрешнева - русского государственного деятеля и сенатора. Своё имение Богородицкое В.И. Стрешнев завещал племяннику - Ивану Андреевичу Остерману, который являлся главой русской дипломатии во второй половине XVIII века, канцлером, а также именно тем человеком, благодаря которому в Богородицком появился каменный храм Казанской иконы Божией Матери. В 1791 году И.А. Остерман написал прошение архиепископу Рязанскому и Шацкому об устройстве каменной церкви вместо деревянной, в том же году была получена храмозданная грамота на строительство. Казанская церковь была построена и освящена в 1795 году при большом стечении народа




Богородицкое на карте Менде Рязанской губернии (1850)

По карте видно, что рядом с селом был сахарный завод, а через Дон налажен мост, которого ныне не существует

В книге священника Иоанна Добролюбова «Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии» (1888) читаем:
«Стрѣшнево, называемое также старымъ Донковскимъ Городищемъ и Старымъ Донковомъ, находится направо отъ большой Епифанской дороги, на берегу р. Дона; на мѣстѣ его находился древній городъ Донковъ, время основанія котораго хотя и неизвѣстно, но должно быть отнесено ко времени образованія первыхъ славянскихъ колоній на верховьяхъ р. Дона. Донковъ въ лѣтописяхъ упоминается подъ именемъ Дубка на Дону не ранѣе 1147 г., Дубокъ былъ сожженъ Мамаемъ въ 1378 г.; подъ собственнымъ именемъ Донковъ упоминается уже по своемъ разрушеніи, которому онъ подвергся въ 1521 г., при нашествіи Махметъ-Гирея, Герберштейнъ, путешествовавшій въ первой половинѣ XVI ст., видѣлъ уже развалины Донкова. Площадь, занимаемая Старымъ Донковскимъ Городищемъ, простирается въ длину до 500 и въ ширину до 250 саженъ. Въ окладн. кн. 1676 г. Старое Донковское Городище именуется «новоселебнымъ селомъ», принадлежащимъ къ числу «вотчинъ боярина Иродіона Матвѣевича Стрѣшнева», по имени коего оно получило наименованіе с. Стрѣшнева. О находившейся въ томъ селѣ церкви «Пресвятыя Богородицы Казанскія» въ тѣхъ же окладн. кн. замѣчено, что она «построена во 188 (1680) году», а данью обложена 28 февраля того же года. У новопостроенной церкви земли было «пятнатцеть четвертей въ полѣ, «а въ дву потомужъ сѣнныхъ покосовъ на пятьдесятъ копенъ. Земля и луги - боярская дача». Въ приходѣ состояло «три двора боярскихъ, въ нихъ живутъ прикащики, тритцеть семь дворовъ крестьянскихъ, тринатцеть дворовъ бобыльскихъ и всего (съ поповымъ дворомъ) 54 двора». Дани, по окладу казначея старца Тарасія да дьяка Понкратія Неронова, съ Казанской церкви положено было «рубль дватцеть алтынъ пять денегъ». Подъ 1734 г. въ с. Стрѣшневѣ показано 106 приходскихъ дворовъ, въ 1755 г. - 227 дв., а въ причтѣ 2 свящ., въ 1774 г. числилось уже 300 дв., почему консисторіей въ 1775 г. назначено, примѣнительно къ числу дворовъ, быть тремъ комплектамъ священноцерковно-служителямъ. Вмѣсто основанной въ XVII ст. дер. Казанской церкви, существующая нынѣ въ с. Стрѣшневѣ каменная Казанская церковь съ придѣлами св. Арсенія еп. Тверскаго и Митрофанія, еп. Воронежскаго построена владѣльцемъ того села граф. Ѳ. Анд. Остерманомъ Толстымъ въ 1794 г. Въ 1820 г., какъ видно изъ рапорта священно-служителей c. Стрѣшневѣ преосв. Сергію, Казанская церковь, начавшая от времени и по бѣдности прихода, значительная часть котораго была выселена гр. Остерманомъ въ другія имѣнія, приходитъ уже въ ветхость, была возобновлена усердіемъ Московскаго купца Ѳеодора Васильевича Рыбакова, который, кромѣ того, снабдилъ церковь богатою утварью и ризницей, устроилъ серебренныя ризы на мѣстныя иконы и слилъ колоколъ вѣсомъ въ 238 пуд. 31 фун и издержалъ всего на благоукрашеніе Казанской до 20 тысячъ ассигн. Въ недавнее время въ ней возобновлены были иконостасы и стѣнная живопись и окончена кладкою колокольня. Въ 30 годахъ нынѣшняго столѣтія при церкви находились 2 каменныхъ богадѣльни; въ одной изъ нихъ жилъ сторожъ и 3 старухи, а въ другой помѣщались дворовые люди гр. А. И. Остермана-Толстаго. Земли состоитъ нынѣ подъ церковью и кладбищемъ 2 1/4 дес., усадебной 5 и пахатной, находящейся въ отдаленности отъ церкви и неудобной къ обработкѣ, 33 дес. Въ приходѣ, состоящемъ изъ села и 14 деревень, при 670 дв. числится м. п. 2254, ж. п. 2369, въ томъ числѣ грамотныхъ м. п. 315, ж. п. 70. Въ причтѣ при Казанской церкви съ 1824 состоитъ 2 свящ., по штату 1873 г. положено также число священниковъ и 2 псаломщика»

Таким образом название Стрешнево закрепилось за селом вероятно во второй половине XIX века. В книге упоминается  и граф Александр Иванович Остерман-Толстой - полководец и герой Отечественной войны 1812 года, владелец села, при котором Казанская Церковь, приходящая уже въ ветхость, была возобновлена усердіемъ Московскаго купца Феодора Васильевича Рыбакова. Колокольня, судя по всему, была построена в 1880-х годах

В приходе, состоявшемся из села и 14 деревень насчитывалось в ту пору 4623 человека... Такому огромному приходу и нужна была большая церковь



От села ныне почти ничего не осталось, кроме церкви, кладбища, заросших фундаментов домов и жалких остатков хозяйственных построек



Храм дейстаовал до 1937 года, после чего был закрыт под предлогом эпидемии сыпного тифа. Последний батюшка - Димитрий Никитич Борзенко - получил десять лет лагерей за «активную антисоветскую деятельность, в ходе которой стремился привить колхозникам убеждение в необходимости совершения террористического акта против вождя народов товарища Сталина». След отца Димитрия после этого теряется, как нередко бывало в те годы. В дальнейшем - как это было уже на селе повсеместно - церковь отдали для нужд местного колхоза и использовали в качестве склада. В 1971 году, по результатам исследования архитектора Г.И. Гунькина, её причислили к памятникам истории и архитектуры, что, однако, не привело ни к каким положительным изменениям



Закрыли храм, отобрали землю, запасы зерна, скот, лучших крестьян сослали в Сибирь, а остальных согнали насильно в колхоз работать за «палочки», и село начало постепенно вымирать, ибо без веры и любви к земле жить на селе невозможно. Молодые стали уезжать в города, наполнять городские «муравейники»

Большое некогда село, по некоторым данным,  опустело ещё при советской власти, в 1970-е годы



Развалины
Очевидно, здесь было какое-то хозяйственное строение, возможно мельница



В траве нашёл огромный каменный жернов, около метра в диаметре



Дерево боярышника украшает пейзаж





Поставил рядом рюкзак: вышел отличный передний план





Голубые просветы в облаках очень живописны!
Небо является очень важной частью пейзажа: не только дополняет его, но и определяет настроение





Дорога к храму



Здесь когда-то шла сельская улица. По бокам еле видны в траве заросшие остатки фундаментов. Сами дома давно разобрали

Теперь тут можно встретить лишь рыбаков, приезжающих на Дон, да «металлистов», которые бродят в брошенных сёлах с металлоискателями и словно кроты ковыряют землю, выискивают «клады»



Грустная картина... А ведь когда-то это село процветало на красивой реке, с плодородными вокруг полями



Смеркается... Над Доном вспыхнула заря



Тараева гора: там на ней, за обширным парком и садом, находится Полибино с усадьбой Нечаевых-Мальцевых



Набрав воды, побежал наверх к церкви снимать её в закатных красках



Ворота зари
Внизу долина реки







Церковь на фоне зари

Встал на прежнюю стоянку... И снова ночь была звёздной и тёплой



На следующий день



Чистое утро



"Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой..."

А.С. Пушкин "Осень"



Три ночи и 2,5 дня я простоял  в Стрешнево... Уходить совершенно не хотелось, настолько мне понравились эти места! Но пора в обратный путь



Живописные облака надвигаются







Когда шёл полевой дорогой, обернулся: за зелёным полем ещё виднелся храм, и над ним как бы светился в небе белый столб
Добрый знак!

27, 28 октября 2019 года

Продолжение следует...

Липецкая область, храмы

Previous post Next post
Up