На древней земле вятичей * Одиночество на горе Самород

Nov 17, 2018 16:15

   Гора Самород, или Соборная: древнее городище, исторический центр Мценска...  Когда-то на этом месте стоял большой величественный храм, а ещё раньше - деревянная крепость. Теперь же на высоком холме сиротливо возвышается одинокая часовенка. Это место и лазанье по древним холмам произвело на меня, пожалуй, даже большее впечатление, чем сам город Мценск



Одинокого коня на высоком плоском холме я заметил ещё издалека, от железной дороги: он бродил недалеко от часовни, щипал траву, изредка поднимал голову и пристально глядел на меня (хотя расстояние было очень большое), словно заглядывал в душу... Странное ощущение: словно какой-то дух, образ ушедшей эпохи, он оживлял пустынную картину и манил. Мне сразу захотелось дойти до того холма и взобраться на него: тогда я ещё не знал, что там раньше было...


А было на этом месте вот что: в XIX - начале XX века здесь стоял великолепный Никольский собор



Справа от собора видна Вознесенская церковь и мост через Зушу, внизу к реке на водопой пришло стадо... Идиллическая картина!

На строительство собора с колокольней в общей сложности ушло целых 65 лет! Проезжавшие мимо путешественники восхищались его живописностью, ведь он располагался на горе Самород и поэтому возвышался над городом

А ещё раньше, до XVII века включительно, здесь, у слияния Мецны и Зуши, на холме стояла деревянная крепость - первооснова города. О ней я рассказывал в предыдущем посте о Мценске



С этого места, от железной дороги, можно видеть сразу четыре храма: справа от часовни дальше, на следующем холме, виднеется изящная многоглавая церковь Петра и Павла (бывшая Введенская), слева за кадром - Вознесенская цепрковь, а сзади, за железнодорожным полотном - Георгиевская (полуразрушенная). Но чего-то явно не хватает...



Вид примерно с того же места. Начало XX века... Красота!



Теперь на холме ничего, кроме одинокой часовенки и развалин



Дорога, минуя речку Мецну (по которой вероятно и был назван Мценск), теперь превратившуюся в заросший ручей, огибает холм, поднимаясь всё выше.. За холмом белеет Вознесенская церковь



Гора Самород... Склоны крутые, не так просто взобраться



Обогнув холм, с другой стороны дорога выходит на вершину



К часовне проложена дорожка из плит, а вон и конь пасётся...



Подхожу ближе



Часовня



Собор Святителя Николая Чудотворца стоял на этом месте
(годы постройки храма: 1810-1841, колокольни: 1865-1875)



Никольский собор - большой кирпичный храм в стиле классицизма, выстроенный вместо каменного собора 1672-1681 годов. К началу XIX века старый собор уже обветшал и стал маловместителен для прихожан быстроросшего и богатевшего торгового города, поэтому проект нового собора, более величественного и обширного, был заказан известному русскому архитектору Аврааму Ивановичу Мельникову. Заложен в 1810 году, трапезная окончена в 1837 году, основной храм в 1841 году. Приделы в трапезной - Афанасия Александрийского и Параскевы Пятницы, боковые приделы главного храма - Стефановский и Печерский. Основной объём - четверик, увенчанный крупной ротондой, с трапезной и боковыми приделами, завершёнными малыми куполами. В 1844-1845 годах собор был расписан «стенным письмом» художниками Тихоном и Николаем Богдановыми. В 1859 году территорию окружили каменной с железной решёткой оградой. В 60-е годы XIX века была разобрана старая соборная колокольня, вместо которой в 1865 году местным протоиереем Ильёй Соколовым и купцом Николаем Ивановичем Золотарёвым началось строительство новой отдельно стоящей многоярусной колокольни по проекту профессора Горностаева, оконченной в 1875 году «тщанием соборного старосты, мценского купца Ионы Николаевича Шарапова». Самый большой из колоколов на соборной колокольне весил 718 пудов и был отлит на московском заводе Смагина. Несколько ниже в отдельном проёме висел старинный вестовой колокол, находившийся некогда на одной из башен Мценской крепости. Надпись на нём гласила: «7188 (1680) февраля в 2 день, Великого Государя казенной вестовой колокол во Мценск»



Главной святыней собора являлся выполненный из дерева чудотворный образ Святителя Николая Чудотворца - «резной... чудный и, можно даже сказать, страшный», к которому ежегодно приходили поклоняться сотни тысяч паломников. Предметом почитания был камень в виде креста, на котором образ, по преданию, приплыл во Мценск в 1415 году против течения реки Зуши

В знаменитом сказе «Левша» Н.С. Лесков «отправляет» тульских мастеров на богомолье во Мценск, к Николе:
  "Туляк полон церковного благочестия и великий практик этого дела, а потому и те три мастера, которые взялись поддержать Платова и с ним всю Россию, не делали ошибки, направясь не к Москве, а на юг. Они шли вовсе не в Киев, а к Мценску, к уездному городу Орловской губернии, в котором стоит древняя «камнесеченная» икона св. Николая, приплывшая сюда в самые древние времена на большом каменном же кресте по реке Зуше. Икона эта вида "грозного и престрашного" - святитель Мир-Ликийских изображён на ней «в рост», весь одеян сребропозлащенной одеждой, а лицом тёмен и на одной руке держит храм, а в другой меч - "военное одоление". Вот в этом "одолении" и заключался смысл вещи: св. Николай вообще покровитель торгового и военного дела, а "мценский Никола" в особенности, и ему-то туляки и пошли поклониться. Отслужили они молебен у самой иконы, потом у каменного креста и, наконец, возвратились домой «нощию» и, ничего никому не рассказывая, принялись за дело в ужасном секрете. Сошлись они все трое в один домик к левше, двери заперли, ставни в окнах закрыли, перед Николиным образом лампадку затеплили и начали работать"

В другом рассказе Лескова «Грабёж» сваха Матрёна Терентьевна направляет Мишу и Алёнушку также к мценскому Николе:
  "- Ну, так ты, - говорит, - меня одну и слушай. Поедем мы с тобою во Мценск - Николе Угоднику усердно помолимся и ослопную свечу поставим; и женю я тебя на крале на писаной, с которой ты будешь век вековать, Бога благодарить да меня вспоминать и сирот бедных жаловать, потому я к сиротам милосердная.
   Я отвечаю, что я сирот и сам сожалею, а замуж за меня теперь которая же хорошая девушка пойдёт.
   - Отчего же? Это ничего не значит. Она умная. Ты ведь не со двора вынес, а к себе принес. Это надо различать. Я ей прикажу понять, так она все въявь поймёт и очень за тебя выйдет. А мы съездим как хорошо к Николе во всё свое удовольствие: лошадка в тележке идти будет с клажею, с самоваром, с провизией, а мы втроём пешком пойдем по протуварчику, для Угодника потрудимся: ты, да я, да она, да я себе для компании сиротку возьму. И она, моя лебёдка, Алёнушка, тоже сирот сожалеет. Её со мной во Мценск отпускают. И вы тут с ней пойдёте-пойдёте, да сядете, а посидите-посидите, да опять по дорожке пойдёте и разговоритесь, а разговоритесь, да слюбитесь, и как вкусишь любви, так увидишь ты, что в ней вся наша и жизнь, и радость, и желание прожить в семейной тихости. А на все людские речи тебе тогда будет плевать, да и лица не взворачивать. Так всё добро и пойдёт, и былая шалость забудется.
   Я и отпросился у маменьки к Николе, чтобы душу свою исцелить, а остальное всё стало, как сваха Терентьевна сказывала. Подружился я с девицей Алёнушкой, и позабыл я про все про истории; и как я на ней женился и пошёл у нас в доме детский дух, так и маменька успокоилась, а я и о сю пору живу и всё говорю: благословен еси, Господи!"



Но ничто не вечно, даже такая красота... Пришедший на смену Царской империи кровавый большевистcкий режим варварски её уничтожил

В документах 1919 года записано:
"В Мценске власти надругались над мощами св. Кукши в монастыре. Потом порешили взять Николая Угодника и бросить его в реку. Собралась тысячная толпа, власти дали три выстрела и уехали… (Орловская губерния, Мценск, 3 июля 1919 года)"

Дело в том, что с марта 1917 года валом валили с фронта в тыл солдаты-дезертиры, а в местные органы власти нередко проникали уголовники благодаря своей дерзости и «революционности». Видимо, они и решили поглумиться над резной иконой, к счастью, безрезультатно. Причём мценская уездная милиция, созданная в декабре 1917 года, видимо, проявила в этой ситуации нейтралитет

В 1920-е годы собор был закрыт, а в 30-е - взорван. Точная дата взрыва собора неизвестна. Кто-то называет 1932 год и секретаря Мценского райкома Тимофея Морозова в качестве главного инициатора. По другой версии, это произошло в 1937 году, а житель Стрелецкой слободы М.Т. Волобуев написал письмо Калинину с просьбой не взрывать храм, после чего сам Волобуев, и те, кто подписал письмо, были арестованы. Соборные колокола были отправлены на переплавку. Интересно, пошёл ли туда же и отлитый в Москве вестовой колокол 1680 года, ещё висевший в начале XX века на соборной колокольне?

По фотографиям солдат Вермахта, мы можем узнать, как выглядел собор, точнее, то, что от него осталось, в 1941-1943 годы:



Снимок 1942 года сделан с места, где стояла когда-то колокольня. Хорошо видны арки, пробитые в далёкие 1830-1840-е для приделов первомученика Стефана (северный) и Печерской Божией Матери (южный). Остатки кованых оконных решёток крепятся к массивным кирпичным стенам, часть из них лежит на земле. Из стен четверика торчат арматуры. Никакого купола к началу 1940-х уже не было, и использовать здание даже в «народном хозяйстве» было невозможно. Эта часть основного объема чудом пережила взрыв, а разбирать её в те годы, видимо, уже не было времени (и особой нужды). Вдалеке справа виднеется бывшая Вознесенская церковь без куполов, слева - дома, стоящие вдоль железнодорожной линии

В 1950-е остатки собора были окончательно разобраны

После войны на территории мценского городища дважды (в 1955 и 1967) проводились археологические раскопки. Любопытен комментарий Т.Н. Никольской:
"Северная часть городища сильно повреждена траншеями и огромным развалом кирпичного собора, разрушенного во время войны". Так советская мифология снимала ответственность с властей, уничтоживших памятник архитектуры XIX века. Как известно, долгое время на войну списывали и разрушение Богоявленской (Кукшинской) церкви, разобранной в послевоенное время

Фотография 1942 года лишний раз опровергает миф о том, что церкви во Мценске были уничтожены в годы Великой Отечественной войны, а миф этот был очень живуч в советские времена

"Но самым сильным разрушениям ... подвергся (из этой группы городов) Мценск. Ему досталось зверски... нет, по-моему, ни одной целой церкви: от одной уцелела только колокольня, от другой только своды, у третьей снесены начисто купола. Очень много разрушено и домов - даже не могу вспомнить, видел ли целые…" - писал корреспондент газеты «Правда» в августе 1944 года

До 1970-х годов на месте бывшего собора стоял на постаменте танк Т-34, затем - модель «Катюши» (БМ-13), а в 1996 году на этой площадке была построена часовня в память о взорванном соборе



А теперь пасётся лишь одинокий конь...

Каковы были шансы у Никольского собора сохраниться, учитывая его местоположение на горе Самород при въезде в город? Ведь это не маленькая церковь, которой можно, «спилив» купола, придать гражданский облик. Собор, стоявший на горе, был в каком-то смысле визитной карточкой дореволюционного Мценска (достаточно взглянуть на фото-открытки начала XX века), поэтому пламенным революционерам явно «мозолил глаза»



Во Мценске до революции 1917 года было 15 церквей... Из них до наших дней дошло: сохранившихся или полностью восстановленных: 4 (фактически в советские годы уцелела лишь одна Введенская церковь, действующая), в полуразрушенном виде: 5; разрушено полностью: 6

Безусловно, во времена СССР Мценск приобрел современный облик с заводами, многоэтажными домами, зданием администрации, почты, домом быта, парками и скверами... Однако, за эту «современность» город заплатил дорогую цену - то, чем он был знаменит до революции, либо исчезло, либо изменилось до неузнаваемости

11 октября 2018

Ссылки:
Николаевский собор в блоге мценского краеведа "Амчанин"
Николаевский собор в 1942 году
Церкви города Мценска и их судьба после 1917 года

литература, походы, храмы, история, города, Лесостепь

Previous post Next post
Up