Когда я почти полгода назад была в Австралии, я там посмотрела документальный фильм с этим названием (Хороший Мужчина). Фильм идёт почти полтора часа, а отснято было более 140 часов. Режиссёра этой неоднозначной ленты зовут Safina Uberoi.
Она австралийка индийского происхождения и за фильм взялась, когда осталась без работы (её брат много лет дружит с героями кино и оставшись "на мели" она придумала сделать этот проект). По мере работы вся съёмочная группа вовлекалась в процесс создания картины всё больше и больше, не только профессионально, но ещё и душевно; проникаясь всем тем что им довелось испытать вместе с участниками. Отсняли они столько всего и повстречали столько разных людей, что теперь Сафина планирует написать аж 2 книги (документальную и художественную) по материалам оставшегося за кадром кино-саги о жизни одной семьи в городке Bundarra на севере Австралии.
Началась эта история, когда студенческая пара 21го года от роду, Рэйчел и Крис, узнали что она беременна, а на следующий день у неё случился инсульт (она была медсестрой и инсульт случился на дежурстве, поэтому её успели спасти). После нескольких месяцев реанимации и лечения в больнице её, парализованную и неспособную говорить, должны были выпихнуть в клинику для содержания подобных несчастных безнадёжных людей с очень плохим прогнозом на выживание (она, кстати, всё ещё была беременна: плод не пострадал при инсульте благодаря своевременно оказанной помощи). Но Крис отказался от услуг медучреждений. Вопреки настойчивым попыткам отговорить его от "безумной идеи" со стороны всех знакомых (включая родителей Рэйчел), он забрал её домой; они поженились и у них родился сын.
Теперь, 15 лет спустя (в фильме говорится ещё о 14ти, но он был закончен в 2009м) у них трое сыновей, масса друзей, ферма по разведению овец и вроде как всё хорошо. Им очень много помогают (Рэйчел по-прежнему полностью парализована и нуждается в полном уходе, кормлении и т.д.) все родственники и многие друзья, у них замечательные мальчики (последний - ещё новорожденный малыш). Проблема только в том, что катастрофически не хватает денег всё это хозяйство обеспечивать, к тому же расходы на Рэйчел - тоже не малые (быть инвалидом и при этом в хороших условиях - удовольствие дорогое) и тогда Крис решается открыть публичный дом (проституция в Австралии легальна) чтобы поправить финансовые дела семьи.
Собственно весь фильм - это не просто история этой семьи и показ их будней. Фильм о том, как этот проект Криса осуществлялся с нуля (здание для борделя отстраивали всем миром своими руками,
потом обставляли, потом искали персонал, потом открыли); как Криса возненавидели все жители его городка и потому создавать публичный дом пришлось в соседнем городке; в фильме показано как воодушевлены были все участники проекта Криса поначалу и как их надежды на "светлое будущее" таяли с каждым месяцем в виду отсутствия клиентов, как тяжко им стало сводить концы с концами в процессе работы и как в конце-концов они разорились и вынуждены были закрыть бизнес и продать дом...
Крису на протяжении всей этой истории пришлось тяжелее всех: по ночам он работал в борделе (он был там за всех от директора до полотёра, лишь секретарша и "девочки" были наёмными работниками), а днём - на ферме. Плюс Рэйчел он таскал за собой повсюду, т.к. её нельзя оставлять в доме одну. К тому же, ему не хватало ни сил, ни времени на детей в той мере что раньше - ими в основном занимались бабушки с дедушками, пока Крис был занят публичным домом... Словом, несмотря на то что Крис старался изо всех сил, несмотря на то что у него золотые руки, огромная сила воли и он действительно хороший человек, ничего не помогло исправить финансовое положение его семьи... Счастливая история с грустным концом.
Это я описала историю как она была показана и описана прессой. Но загвоздка в том, что я его тоже видела. И у меня этот фильм вызвал массу вовсе не приятных мыслей... А так как по прошествии времени эти мысли вовсе не собираются умолкать, я всё же их изложу.
В целом, я действительно согласна с авторами фильма, что Крис - человек особенный и очень сильный во всех отношениях. И Рэйчел жива и неплохо (в целом) себя чувствует именно благодаря ему и его умению организовать всё и всех должным ему образом. И вероятно, материнство для Рэйчел тоже стало радостью, как для него - отцовство. Она бывает совершенно счастлива, когда Крис носит её купаться (в воде она совершенно по-другому себя чувствует)...
В то же время, меня не покидало чувство обмана зрителей в течение всей картины. Возможно, потому что я работала с подобными Рэйчел людьми и общалась как с ними, так и с их семьями и научилась чувствовать истинный микроклимат взаимоотношений в семье (а не то, что они на людях изображают). Возможно, в силу собственной недоверчивости большинству ситуаций где всё, вроде как, идеально... Так или иначе, если оставить все мои домыслы, которые не имеют твёрдого подтверждения материалами фильма, в конечном итоге остаются три главные причины моей неприязни к Крису. Почему я считаю, что фильм снимался как Песнь Святому, а получился рассказом про abuse (насилие), причём психологический, эмоциональный и возможно сексуальный?
Во-первых, сама идея с публичным домом как торговлей живым товаром и человеческими жизнями (в конечном итоге) через их тела - это очень неправильная идея, на мой взгляд. Даже когда деньги от этого заработка идут на такое благое дело, как покупка оборудования для парализованного человека. Подобная ситуация разыграна у Михалкова в фильме "12", где "деньги мёртвых пошли на пользу живым" (когда из убитых горем и потому не способных мыслить здраво родственников умерших кладбищенские работники обманом вытягивают чуть ли не все имеющиеся в их семьях деньги, чтобы строить в тьму-таракани школы, да церкви).
Да и ситуация, когда Рэйчел торчит в этом борделе все ночи напролёт и за ней присматривают проститутки, у которых в данный момент нет клиентов, тоже мне показалась не слишком замечательной; учитывая какую ахинею они ей несут и какими игрушками её развлекают (в довольно агрессивной манере мне кажется, впрочем тут я могу быть предвзята...).
Во-вторых, обратная сторона блестящих организаторских способностей Криса - это блестящее умение манипулировать людьми. Ни у его родителей ни (тем более!) у родителей Рэйчел нет никакого личного пространства для жизни, они постоянно торчат на ферме у Криса и работают не покладая рук все эти годы, причём достаточно тяжело. То же самое и с другими ближайшими родственниками, но не в такой степени. На протяжении фильма родители плачут очень много. На мой взгляд, эти слёзы - не только результат их переживаний по поводу Рэйчел и семейной ситуации как таковой, но ещё и просто скорбь по своему незавидному положению добровольных рабов... Во всяком случае, Крис, делая детей, явно не выносит эти решения на семейный совет. А сидят с этими детьми бабушки с дедушками (воспитывают, выращивают, обеспечивают всем необходимым и т.д.).Про деньги в кино ничего не говорилось, но мне показалось что деньгами родителей тоже распоряжается Крис по своему усмотрению...
В-третьих, отношения между Рэйчел и Крисом. Здесь всё просто кричит о том, что нам показывают не то, что есть на самом деле. Больше всего бросается в глаза полное отсутствие какого-либо уважения Криса к Рэйчел, его уничижительные тон и контекст многих фраз, когда речь идёт о ней; его утверждения о её якобы полной поддержке каких-то идей или суждений, сопровождаемые снисходительным похлопыванием по её плечу, когда она на самом деле плачет! Впечатлила меня одна сцена: они все приехали откуда-то на машине, Крис высаживает Рэйчел в инвалидное кресло, она кричит от возмущения (говорить не может), а он устало-отчуждённо и раздражительно ей бросает что она не права, поясняет в камеру что по мнению Рэйчел, они ехали слишком быстро и уходит в свои дела, не обращая на Рэйчел ни малейшего внимания... Но в машине ехал малыш и Рэйчел - его мать!
Кстати, подобное поведение идёт рефреном через всю ленту: игнорирование потребностей Рэйчел. То есть, минимальные базовые и телесные потребности Рэйчел удовлетворяются всегда, а любые другие - только когда у Криса есть на то желание. В остальных же случаях, он просто не обращает на неё никакого внимания и делает то, что хочет или считает нужным в любой данный отрезок времени. Дети тоже переняли отношение отца и никакого интереса к матери не проявляют, пока их не заставит бабушка - мать Рэйчел (она принуждает детей говорить с мамой и рассказывать о своих делах. При этом видно что дети делают это исключительно из-под палки. А ведь отношение детей к чему-то - это обычно зеркало истинного отношения их родителей к какому-то объекту или вопросу).
И вместе с тем, Крис неоднократно утверждает в камеру, что между ними с Рэйчел полное согласие, любовь, взаимопонимание и вообще полноценные взаимоотношения как в любой другой семье...
Ну, а в-четвёртых, Рэйчел за весь фильм так и не дали слова, кроме единственного вопроса о том, чтобы она хотела больше всего на свете (ответом было: "Ходить!"). И мне не ясно, - почему? Почему все, включая детей, говорят в камеру о своих мыслях и чувствах не единожды, а с Рэйчел так никто и не поговорил? Она, конечно, не может поддерживать разговор как обычные люди. Но она может обозначать буквы, когда ей произносят алфавит. Так, составляя буквы, можно узнать её мысли. Раз съёмочная группа провела с этой семьёй более года, неужели у них ни разу не нашлось время сесть, набраться терпения и расспросить Рэйчел? Почему они не составили с ней интервью? Я думаю, это было сделано, просто полученное интервью разрушило бы общую канву фильма... Впрочем, это уже мои домыслы о которых я обещала умолчать.